Пилот Смирнов: возгорание двигателя Ил-76 могло привести к другим повреждениям
Возгорание одного двигателя военно-транспортного Ил-76, вероятнее всего, привело к разрушению других частей самолета, из-за чего произошло крушение воздушного судна, предположил заслуженный пилот СССР, член Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. Об особенностях самолета и его экипаже специалист рассказал в беседе Лентой.ру.
Что известно о разбившемся Ил-76?
Ил-76 - это военно-транспортный самолет, но используется он и в гражданской авиации как грузовой самолет для перевозки габаритных грузов и техники. Военные используют его и для перевозки техники, и для переброски значительного количества солдат. В этот самолет умещается где-то до 80 человек сообщил Смирнов. Пилот отметил, что Ил-76 имеет четыре реактивных двигателя и летит на скорости 900 километров в час на высоте 10-12 километров. Также он добавил, что дальность у самолета составляет несколько тысяч километров без посадки. Пока фактов [о крушении] указано мало. Не указано, была ли радиосвязь, успел ли сообщить экипаж о том, что загорелся двигатель. Но, наверное, успел, потому что есть сообщения, что произошло это из-за возгорания двигателя сказал он.
«Сообщается, что произошло это на взлете. А взлет для отказа двигателя самый сложный участок. Потому что самолет взлетает всегда полностью загруженный, с полными топливными баками. Он тяжелый, имеет максимальный вес.»
Также Смирнов рассказал, что возгорание двигателя, как правило, сопровождается другими неполадками. То есть если двигатель загорелся начиная с горячей части, то могут оплавленные лопатки вылетать. Эти лопатки, вылетающие из двигателя, могут повреждать коммуникации топливные, электронные и другие части самолета, потому что летят они с огромной скоростью добавил он. По мнению заслуженного пилота СССР, из-за проблем с двигателем могли получить повреждения и другие части самолета. Потому что Ил-76 сконструирован таким образом, что отказ одного двигателя абсолютно никак не отражается на способности продолжить полет. На трех двигателях он летит спокойно и даже на двух. Но, видимо, произошел такой пожар, который привел к разрушению других систем самолета», — объяснил Смирнов.
Экипаж разбившегося Ил-76
Специалист отметил, что состав экипажа самолета Ил-76 — классический. «Экипаж состоит из командира корабля, второго пилота, штурмана, бортмеханика-бортинженера. В военном варианте там еще находятся люди, которые занимаются загрузкой и выгрузкой самолета. Как указано, погибли все. Это очень печально.»
Telegram-канал Mash сообщил, что число погибших при крушении российского военно-транспортного самолет Ил-76 в Ивановской области выросло до 15. По информации издания, выживших в авиакатастрофе нет. Сейчас место крушения проверяет спасательный вертолет.
Крушение самолета Ил-76 в Ивановской области
О крушении тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76 в Ивановской области стало известно днем 12 марта. Катастрофа произошла около 13:00 по московскому времени при взлете воздушного судна с аэродрома. По данным Минобороны России, на борту находились 15 человек — восемь членов экипажа и семь пассажиров. Чтобы не допустить падения самолета на жилые дома, экипаж увел его в сторону.
Российское оборонное ведомство сообщило, что причиной крушения Ил-76 в Ивановской области стало возгорание одного из двигателей. Что привело к пожару, не уточняется.
Авиакомпания "Уральские авиалинии" не согласовывала рейсы из Жуковского в Баку с государственными органами гражданской авиации Азербайджана и авиационными властями России, самостоятельно выставив на продажу билеты на эти рейсы.
Об этом Report сообщили в министерстве цифрового развития и транспорта Азербайджана.
В министерстве заявили, что заявка на согласование полетов из Жуковского в Баку поступила от компании 23 января 2024 года и все еще находится на рассмотрении государственными органами гражданской авиации Азербайджана.
"Уральские авиалинии" знали о правилах и сроках получения разрешения от правительства Азербайджана на выполнение регулярных рейсов, так как месяц назад получали такое разрешение на полеты из Екатеринбурга в Баку. Кроме того, в начале февраля эта же авиакомпания согласовала слот (процедура, требующая предварительного разрешения) в Международном аэропорту Гейдар Алиев для полетов из Самары в Баку", - добавили в ведомстве.
Напомним, что ранее компания "Уральские авиалинии" заявила о приостановке полетов из Жуковского в Баку до 17 февраля, сославшись на то, что авиавласти Азербайджана не предоставили разрешение на выполнение рейса.
Производство импортозамещающей продукции для авиации и космоса модернизируют в Подольске. Увеличится общая площадь застройки: цеха станут более современными и позволят производить более технологичные изделия. Группа компаний «УНИХИМТЕК» специализируется на производстве огнезащитных, уплотнительных и композиционных материалов для авиации и космоса. По словам директора компании «ЦСКТ» Евгения Моисеева, реконструкция позволит производить больше материалов для импортозамещения на российском рынке. Предприятие модернизируют в ближайшие два-три года. Поочередно часть цехов будут выводить из работы и строить новые здания. «Площадь производства составляет около 20 тысяч квадратных метров. Реконструируем примерно треть, и за счет этого увеличим площадь примерно на треть», — заключил Моисеев. Ранее губернатор Подмосковья Андрей Воробьев рассказал, какие меры поддержки предпринимателей действуют на территории региона. Он также отметил важность импортозамещающего производства в условиях санкций.
Торжественное мероприятие, посвященное Дню гражданской авиации, прошло в стенах региональной авиакомпании «Хабаровские авиалинии». Лучших работников отрасли наградил министр транспорта и дорожного хозяйства края Георгий Мазунин.
За многолетний добросовестный труд и большой личный вклад в развитие транспортной инфраструктуры края Почетной грамотой министерства транспорта и дорожного хозяйства края были отмечены генеральный директор «ХабАвиа» Алексей Фраймович, авиационные техники и диспетчеры. Благодарности министерства получили экономисты, эксперты, командиры воздушных судов и специалисты инженерно-авиационной службы.
– Гражданская авиация является важной составляющей единой транспортной системы Российской Федерации. Эта отрасль закрывает потребности граждан и экономики благодаря широкой сети аэропортов и труду тысяч людей. Её функционирование обеспечивают ремонтные предприятия, сложная система управления воздушным движением и другие структуры, – подчеркнул Георгий Мазунин.
Министр также отметил, что в состав краевого авиапредприятия «ХабАвиа» входят аэропорты в Николаевске-на-Амуре и Советской Гавани, посадочные площадки в Чегдомыне, Нелькане, Тугуре, Удском. На данный момент авиапарк компании состоит из 12 воздушных судов. В штате краевого авиапредприятия трудятся свыше 500 специалистов.
К слову, авиакомпания «Хабаровские авиалинии» входит в Единую Дальневосточную авиакомпанию, созданную по поручению президента России Владимира Путина для обеспечения связанности территорий Дальневосточного федерального округа. Пассажиропоток на местных авиалиниях постоянно увеличивается благодаря тарифам, субсидируемым краевым правительством.
Напомним, что ежегодно 9 февраля в нашей стране празднуют День гражданской авиации России и День работника гражданской авиации, приуроченный к дате возникновения отечественного воздушного флота. Именно в этот день в 1923 году в нашей стране официально появилась гражданская авиация, в задачи которой вошли перевозки пассажиров, почты и разного рода грузов.
Первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил чиновникам сформировать до 1 июня 2024 года новый федеральный проект по развитию аэродромной инфраструктуры в период 2025-2030 годов, сообщила пресс-служба правительства. Поручение дано по итогам заседания президиума правкомиссии по транспорту.
По информации Росавиации, всего до 2030 года требуется реконструкция и капитальный ремонт 111 действующих аэродромов.
"Минтранс России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти должен приоритизировать перечень планируемых к реализации проектов с учетом состояния аэродромной инфраструктуры, ранее сформированных планов обеспечения выполнения поручений президента России, а также безальтернативности воздушного сообщения для отдельных субъектов РФ", - отметил Белоусов.
Минтрансу, Минстрою, Минвостокразвития, Росавиации и Главгосэкспертизе поручено совместно с регионами и заинтересованными инвесторами-владельцами аэропортов определить план-график разработки проектной документации в 2025-2030 годах по мероприятиям нового федерального проекта.
"По каждому объекту из предлагаемого перечня для включения в новый федпроект необходимо оперативно предоставить понимание по срокам строительства и параметрам финансирования", - отметил Белоусов.
Минтрансу совместно с комиссией Госсовета по направлению "Транспорт" поручено сформировать межведомственную рабочую группу, которая должна определить перечень объектов аэропортовой инфраструктуры, "а также рассмотреть возможность реализации проектов с применением механизма государственно-частного партнерства".
Сейчас ремонт аэродромов финансируется преимущественно в рамках федерального проекта "Развитие региональных аэропортов", который является частью Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года (КПМИ). В федеральном бюджете на 2024 год на этот проект заложено 40,2 млрд рублей, на 2025 и 2026 год - значительно меньше, 5,3 млрд и 9,4 млрд рублей. соответственно.
В ноябре глава Росавиации Дмитрий Ядров просил премьер-министра Михаила Мишустина рассмотреть возможность продления КПМИ "с точки зрения реконструкции взлетно-посадочных полос" до 2030 года. Мишустин в свою очередь заявил, что для строительства и реконструкции ВПП нужно активнее привлекать частный бизнес. Позднее, в январе, глава Минтранса Виталий Савельев на совещании у президента Владимира Путина предложил создать фонд для финансирования реконструкции аэродромов. Путин одобрил идею, отметив, что "надо понять источники финансирования".
Тема ремонта аэродромов в условиях сокращения бюджетного финансирования обсуждалась на прошедшем на этой неделе форуме гражданской авиации NAIS-2024. Один из названных там возможных источников наполнения "аэропортового" фонда - целевой сбор с пассажиров, который бы включался в стоимость билетов. Помимо этого, рассматривается схема концессионных соглашений с частными инвесторами, при которой существенную часть финансирования берет на себя государство, выделяя капитальные гранты.
Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов поручил завершить оценку производителей беспилотников (БАС) для участия в гражданском госзаказе по согласованным с ГТЛК и фондом НТИ критериям до 22 февраля. Об этом журналистам сообщили в секретариате Белоусова по итогам его совещания с производителями БАС, посвященному реализации плана государственного гражданского госзаказа на беспилотники на период 2024-2026 годов.
"На сегодняшний день в плане производства заявлено 26 производителей. 17 производителей уже прошли упомянутую оценку, еще 4 производителя ведут доработку, по результатам которой могут получить подтверждение для участия в работе. Порядка пяти производителей оценку не прошли, прежде всего, по причине непредоставления информации. <…> Первый вице-премьер поручил завершить оценку производителей из плана до 22 февраля", - говорится в сообщении.
Представитель Минпромторга в ходе совещания сообщил, что доработка методики оценки производителей беспилотников для участия в гражданском госзаказе завершена. "Среди них [критериев], оценка технической готовности (оборудование, площадка, лицензии, соответствие стандартам и наличие документации), готовность к обеспечению производства и масштабированию, а также финансовые критерии. Дополнительно - отсутствие налоговых задолженностей в существенном объеме, отсутствие иностранных граждан в составе менеджмента и собственников компании, и другие. Для подтверждения произведенной оценки предусмотрены выездные посещения компаний-производителей в соответствии с утвержденным Минпромторгом планом-графиком", - пояснили в секретариате.
"Хочу отметить, что проводимая работа по анализу реальных возможностей производителей беспилотников участвовать в реализации гражданского госзаказа ведется, прежде всего, в интересах производителей. Если в процессе работы предприятие допустит срыв исполнения объемов по субъективным причинам - оно однозначно будет отстранено от участия в реализация госзаказа. Поэтому со всей точек зрения эти риски лучше выявить сейчас," - процитировали Белоусова в секретариате. В ходе совещания первый вице-премьер пообщался с представителями всех компаний, которые заявили участие в реализации гражданского госзаказа. Они предложили ряд незначительных корректировок по перечню критериев, которые Минпромторгу совместно с ГТЛК поручено отработать до конца дня.
Ранее Белоусов объявил, что ГТЛК станет консолидатором государственного гражданского заказа на беспилотную продукцию. Для выполнения компанией этой функции ГТЛК в 2024 году докапитализируют на 2,5 млрд рублей, сообщали ТАСС в Минфине.
Национальный проект "Беспилотные авиационные системы" заработал с начала 2024 года. Объем финансирования нацпроекта в 2024-2026 годах составит 67,6 млрд рублей.
По данным Росавиации, в России стало больше столкновений птиц с самолетами, и это связано с увеличением объема авиаперевозок. Об этом радиостанции «Говорит Москва» рассказал главред портала Авиа.ру Роман Гусаров.
По его словам, птицы — это непредсказуемый фактор. Их в один год может быть больше, в другой — меньше. Но при увеличении количества рейсов растут и риски столкновения.
«Если мы хотим полностью исключить эти ситуации, тогда не надо летать. Тогда мы будем с лучшим показателем по безопасности в мире», — отметил эксперт.
Почти 60 самолетов и вертолетов гражданской авиации были незаконно выведены сотрудниками Росавиации из-под российской юрисдикции и проданы за границу, пишут российские СМИ со ссылкой на источники. ФСБ утром 7 февраля провела обыски в центральном офисе Росавиации в Москве. «ФедералПресс» публикует подробности этой истории.
Силовики нагрянули в здание на Ленинградском проспекте, 37 – в кабинеты Кристины Бывалиной и Петра Козырева, пишут СМИ. Бывалина – и. о. начальника Управления инспекции по безопасности полетов, Козырев – замначальника отдела государственной регистрации гражданских воздушных судов, прав и сделок с ними. По данным журналистов, по уголовному дело о халатности помимо этих двух сотрудников Росавиации проходит Анна Жильцова – бывший заместитель Бывалиной, уволенная из ведомства в 2023 году.
Утверждается, что незаконно выведенные из под российской юрисдикции воздушные машины, проданные за границу, не только попали в недружественные страны, но даже якобы использовались против России в ходе конфликта на Украине – речь идет о трех вертолетах.
Как пишут журналисты, с марта 2022-го по июнь 2023 года 59 воздушных судов были незаконно выведены из-под российской юрисдикции и проданы за рубеж. Это установила проведенная в июле 2023 года проверка Минтранса, которая послужила поводом для возбуждения уголовных дел. Борта вылетали из страны как чартерные рейсы, но не возвращались.
По утверждению силовиков, часть незаконно проданных воздушных машин, несколько самолетов Ил-76 и три вертолета Ми-8, так или иначе помогали Украине в ходе СВО. Вертолеты воевали на стороне противника, а Ил-76 летели с выключенными ответчиками, чтобы нельзя было понять, куда самолеты отвозят грузы. Например, на сайте FlightRadar24, который отслеживает полеты, такие воздушные судна не видны.
Журналисты пишут, что именно ситуация с незаконным вывозом из России самолетов и вертолетов стала причиной увольнения в сентябре 2023 года главы Росавации Александра Нерадько, который возглавлял ведомство с декабря 2009 года. «КоммерсантЪ» утверждал, что причиной стали сложные отношения 62-летнего чиновника с руководителями Минтранса, а также проблемы с реализацией беспилотного направления.
Чиновников Росавиации подозревают в продаже самолетов за рубеж, но они не являются собственниками самолетов – как они могли что-то продать, задается вопросом эксперт по авиации, главред Avia.ru Network Роман Гусаров.
«Самолет – это имущество, которое принадлежит частным лицам или юрлицам. Они могут это имущество продать. Никакой чиновник, если это не запрещено законом о продаже, нам не может нам это запретить или наше имущество продать», – отмечает эксперт.
Другое дело, если чиновникам инкриминируют содействие в экспорте этих самолетов, добавил Гусаров, ведь есть указы президента, запрещающие вывоз воздушных судов с территории РФ.
«Если чиновники как-то участвовали в этом незаконном вывозе, то можно предположить, что есть нарушение закона, но они содействовали ему, а не сами в нем участвовали. Нам явно что-то недоговаривают. Виновниками изначально должны быть собственники этих самолетов – если они незаконно оказались за пределами России», – сказал Гусаров.
Он подчеркнул, что чиновники не могли вывозить самолеты, поскольку воздушные машины не являются их собственностью.
«60 самолетов. Кто эти люди, которые нарушили закон? И кому, по версии следствия, помогали чиновники? Я возьмусь предположить, что в этом списке нет ни одного магистрального самолета. Возможно, речь идет о частных самолетах или бизнес-авиации», – полагает эксперт по авиации.
Он пояснил, что если бы с территории России таким способом исчез Boeing или Airbus, то это могли бы обнаружить без следствия по сервису Flightradar.
Гусаров считает, что произошедшее не повлияет на возможности авиакомпаний по перевозке пассажиров.
Политолог Павел Салин не исключает, что в ситуации с Росавиацией происходит борьба элитных группировок между собой. По его словам, большой промежуток времени с того момента, когда были найдены нарушения, до момента, когда было возбуждено уголовное дело, показывает, что преодолевались внутриэлитные препятствия.
«Видимо, поддержка тех фигурантов, которые сейчас засветились, она ослабла, именно внутриэлитная. Вопрос в том, это какой-то локальный сюжет и на этом все закончится либо это отражение более глобальных процессов, которые выйдут на поверхность после президентских выборов. Здесь вопрос открытый», – рассказал Салин.
Эксперт считает, что вряд ли у бывшего главы ведомства Александра Нерадько из-за уголовного дела в Росавиации возникнут проблемы. «Он не был интегрирован во влиятельные группы», – добавил политолог.
«ФедералПресс» направил запросы в Минтранс и Росавиацию.
ФСБ провела обыски в Росавиации из-за вывода 59 бортов за рубеж. По данным источников газеты «Известия», после обысков в центральном офисе Росавиации были заведены два уголовных дела против исполняющей обязанности начальника Управления инспекции по безопасности полетов Кристины Бывалиной и замначальника отдела государственной регистрации гражданских воздушных судов, прав и сделок с ними Петра Козырева.
Обыски были связаны с подозрениями в незаконном выводе за рубеж 59 самолетов Ил-76 и вертолетов Ми-8 с марта 2022 года по июнь 2023. По данным Минтранса, восемь бортов были проданы в недружественные страны, в частности, три вертолета Ми-8 после вывоза за границу были задействованы в конфликте на Украине на стороне Киева. Сама по себе продажа бортов за границу не является незаконной, а цепочку покупателей порой невозможно отследить, говорит президент группы компаний Gold’nsky Александр Кочетков:
Александр Кочетков президент группы компаний Gold’nsky «Вывод воздушных судов контролировать можно, но в первую очередь все вопросы надо адресовать собственникам воздушных судов, кто их выводил, кто давал указание Росавиации, что исключите воздушное судно из регистра, мы его продаем за пределы РФ, оно не будет в регистре. Если действия были в условиях запрета на дерегистрацию воздушных судов, то это вопрос к следственным органам, которые будут разбираться, кто что делал и как, кто с чьего разрешения. Что касается самого вывода и того, что воздушная техника оказалась в недружественных странах, отследить реально, куда эта техника пойдет, сложно, потому что продавец может не знать конечного бенефициара, кто в итоге эту технику через пять-семь-десять компаний получит. Использовать самолеты, они достаточно возрастные, Ил-76 новых пока немного, модернизированную технику только сейчас мы видим, нам представляют образцы, показывают и рапортуют о производстве. Вся техника старая, и собственники хотят от нее избавляться. Когда появляется возможность избавиться по хорошей цене, желание это сделать вырастает, не понимая, куда в конечном итоге эта воздушная техника может попасть. Желание и наличие собственника воздушного судна, что этот собственник хочет с воздушным судном делать, как его использовать, это сугубо на его усмотрение. Сама процедура вывода или ввода техники в российский регистр или вывод из него очень четко прописана, она стандартная. Если компания соответствует всем требованиям, предъявляет все необходимые документы, то у Росавиации не должно быть вопросов, тут есть только один возможный вариант, почему проходят обыски, значит, что в Росавиации что-то пропустили, какой-то документ не попросили, что-то выполнили не по процедуре».
Чиновники Росавиации не могут сами принимать решения о продаже самолетов за рубеж, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Поскольку в статье не указано в качестве примера ни одного магистрального самолета Boeing и Airbus, ни одной авиакомпании, которая бы летала на самолетах, которые могли быть вывезены. Там в качестве примера приводятся несколько вертолетов и один транспортный самолет — та техника, которая либо совсем не влияет на перевозку пассажиров, либо очень незначительно. Все остальное, возможно, это небольшие частные самолеты, потому что, если бы какой-то большой самолет исчез с территории России, это бы уже давно все заметили — и пресса бы заметила, и журналисты, которые следят по слайд-радару. Наверное, самый главный вопрос у меня возникает, каким боком здесь чиновник Росавиации, поскольку Росавиации самолеты не принадлежат, и чиновникам они не принадлежат. У каждого самолета есть конкретный владелец — это либо физическое лицо, либо юридическое. И тогда хотелось бы знать, эти 60 самолетов, чьи они, кто на самом деле совершил нарушение закона и указа президента и вывез самолеты с территории России после начала СВО? Без специального разрешения правительства? В этом нарушение, и нарушали не чиновники, а собственники этих самолетов. Чиновники могли только содействовать».
Газета «Известия» со ссылкой на источники пишет, что эта ситуация могла стать причиной увольнения Александра Нерадько осенью прошлого года, который возглавлял Росавиацию в течение 14 лет.
Это очень маловероятно, считает главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:
Илья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru«Речь о том, как авиакомпания с иностранным капиталом, типа Azur Air или Nordwind, которые принадлежат туркам, выводили самолеты за рубеж в самом начале санкций в марте 2022 года. То есть фактически самолеты все эти улетели в Турцию и в другие страны и остались там. В этом не видели ничего противозаконного, и вряд ли это могло стать причиной увольнения Александра Нерадько, сейчас это информационный вброс».
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос об обысках в Росавиации, заявил, что выполняются следственные действия и Кремль не имеет права их комментировать.
Министр транспорта Виталий Савельев заявил, что Россия не сможет обойтись без сверхзвуковой гражданской авиации. Об этом он сказал 15 ноября на пленарной сессии форума «Транспорт России».
«России с её огромными просторами не обойтись без развития сверхзвуковой гражданской авиации. Наша страна уже имеет опыт соответствующих разработок», — сказал Савельев.
Как он напомнил, страна обладает опытом создания и эксплуатации гражданских сверхзвуковых самолётов, таких как Ту-144, говоря о котором, он отметил, что «машина опередила своё время».
Как сообщало ИА Регнум, 24 июля на Евразийском аэрокосмическом конгрессе гендиректор НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского» Андрей Дутов заявил, что российский разрабатываемый сверхзвуковой гражданский джет получил название «Стриж». Самолёт не будет иметь остекления и разрабатывается как бизнес-джет. По словам Дутова, создание демонстратора планируется на 2029 год.
В истории авиации было только две модели пассажирских сверхзвуковых самолётов: европейский Concorde и советский Ту-144, использовать который прекратили в 1978 году. Среди причин сворачивания программы эксперты называли низкую рентабельность. Лайнеры Concorde прекратили полёты в 2003 году.
Процесс по инициированному Москвой разбирательству в отношении 37 стран в Международной организации гражданской авиации (ИКАО) может занять не менее года, сообщили РИА Новости в МИД России.
МИД сообщал в октябре, что Россия подала в совет ИКАО заявление о нарушении 37 странами конвенции о международной гражданской авиации. Ответчики – все члены Евросоюза, США, Канада, Британия, Албания, Исландия, Монако, Норвегия, Северная Македония, Черногория и Швейцария. Поводом стало беспрецедентное давление на Россию: запреты на использование воздушного пространства, на поставку воздушных судов и запчастей к ним, на техобслуживание и страхование, а также задержание самолетов, ограничение доступа к метеорологической информации для аэронавигации.
"С момента подачи РФ 10 октября заявления в совет ИКАО о нарушении 37 государствами-членами ИКАО Чикагской конвенции произошло следующее: 17 октября генеральный секретарь ИКАО удостоверил, что заявление РФ по форме соответствует имеющимся требованиям, а 9 ноября совет ИКАО решил, что срок для подачи государствами-ответчиками контрмеморандума будет установлен на его следующей сессии в январе–феврале 2024 года после перевода заявления и прилагающегося к нему меморандума РФ на иные официальные языки ИКАО, помимо русского", – сказали в МИД.
"Что касается общих сроков рассмотрения советом ИКАО данного дела, то прогнозы на этот счет делать преждевременно", – добавили в МИД, отметив, что "практика показывает, что процесс может занять не менее года".
Группа «Аэрофлот» в 2024 году увеличит число самолетов, базируемых в аэропорту Красноярска «Емельяново», с 6–7 (три Boeing 737-800 и 3–4 SJ100) до 11 в зимнем сезоне и 12 в высоком летнем сезоне, рассказал (https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/11/10/1005067-aeroflot-v-2-raza-uvelichit-chislo-samoletov-v-krasnoyarskom-habe) «Ведомостям» представитель авиакомпании.
Летом 2024 году в «Емельяново» будут базироваться шесть SJ100, три Boeing 737-800 и три Airbus A319 авиакомпании «Россия». В зимний сезон группа будет летать из Красноярска по 24 внутренним и международным направлениям, летом – по 33 направлениям, из которых 24 будут внутрироссийскими.
По словам представителя «Аэрофлота», «Россия» будет летать из Красноярска в Петербург, Благовещенск, Екатеринбург, Иркутск, Минводы, Новокузнецк, Новый Уренгой, Сочи, Тюмень, Улан-Удэ, Хабаровск, Ханты-Мансийск, Читу, Южно-Сахалинск и Якутск.
Международные рейсы будут летать в Астану, Алма-Ату, Бишкек, Ош, Ташкент и Харбин. Головной «Аэрофлот» будет выполнять из Красноярска прямые рейсы в Москву, Бангкок и Пхукет.
Увеличение числа самолетов «Аэрофлота» в Красноярске может быть связано в том числе с удачной для группы заявочной кампанией по субсидиям Минтранса на межрегиональные рейсы.
Спустя шесть лет после начала эксплуатации, главный «бестселлер» американской компании Boeing модель 737 MAX продолжают преследовать производственные проблемы.
Boeing сообщил о выявлении новой проблемы с качеством производства компонентов 737 MAX, производимых подрядчиком Spirit AeroSystems.
На этот раз проблема связана с неправильно просверленными отверстиями в кормовом гермошпангоуте. В Boeing заявляют, что обнаруженный дефект приведет к задержке поставок в ближайшей перспективе и компания ещё находится в стадии оценки повлияет ли эти задержки на годовые цели по поставкам 737 MAX в 400 самолётов.
Согласно заявлению Spirit, для изготовления геромшпангоута компания использует нескольких поставщиков, поэтому она считает, что не все поставляемые Spirit в Boeing фюзеляжи для 737 MAX пострадают от новой проблемы с «удлиненными» отверстиями.
Пока в Boeing считают, что дефект затрагивает только самолёты модели 737 MAX, но всё ещё проводит оценку того затронула ли она модель 737NG.
В Федеральном управлении гражданской авиации США (FAA) заявили, что осведомлены об этой проблеме, и что она не влияет на безопасность полетов.
В апреле этого года (https://t.me/AviaCT/20994) Boeing уже столкнулся с проблемой производственного брака в фюзеляжах, поставляемых Spirit AeroSystems.
Холдинг «Вертолеты России» представил новейший вертолет Ми-171А3 в грузопассажирской конфигурации на XII Петербургском международном газовом форуме. Эта новейшая машина семейства Ми-8/17 может применяться для выполнения самого широкого спектра задач. При его разработке применены передовые авиационные технологии, которые позволили обеспечить высочайший уровень безопасности.
Возможность оперативной конвертации машины из одной конфигурации в другую повышает востребованность вертолета и эффективность его использования. Ми-171А3 может переоборудоваться в грузовую, пассажирскую, поисково-спасательную, санитарную версии или в вертолет с салоном повышенной комфортности.
«Сегодня Ми-171А3 является новейшим флагманом семейства Ми-8. Завершить его испытания и получить сертификат типа на пассажирскую и поисково-спасательную версии планируется в 2024 году. Этот вертолет представляет собой универсальную платформу, которую могут использовать не только нефтегазовые компании, но и авиакомпании, специализирующиеся на грузовых, корпоративных и VIP-перевозках, занимающиеся тушением пожаров или выполняющие санитарные полеты. На данный момент законтрактовано 27 вертолетов Ми-171А3. Рассчитываем, что интерес к этой машине будет только возрастать», – рассказал заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России» по продажам гражданской вертолетной техники Антон Королёв.
При максимальной взлетной массе 13 тонн Ми-171А3 может перевезти до 24 пассажиров или до 4 тонн груза в кабине. Дальность полета вертолета с дополнительными топливными баками достигает 1000 км.
Воздушное судно отвечает повышенным требованиям по обеспечению безопасности полетов. Вертолет оснащен новейшим комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, которое обеспечивает автоматическое и ручное управление вертолетом и днем, и ночью, в том числе над безориентирной местностью.
В конструкции Ми-171А3 применен ряд инновационных решений. Для вертолета разработан новый усиленный фюзеляж с широким применением полимерных композиционных материалов. Модернизированная несущая система включает высокоэффективный Х-образный рулевой винт и несущий винт с композитными лопастями усовершенствованной аэродинамической компоновки. Авариестойкие топливные баки размещены в донных отсеках фюзеляжа под полом грузопассажирской кабины, что повышает уровень безопасности вертолета. Кроме того, Ми-171А3 оснащен современным навигационным оборудованием, цифровым автопилотом, системой предупреждения столкновений в воздухе.
Российская авиакомпания "Аэрофлот" презентовала Boeing 737-900, который отныне носит имя российского поэта Гавриила Державина. Подробности события – в фотоленте РИА Новости.
Презентация воздушного судна, эксплуатируемого его дочерней авиакомпанией "Россия", состоялась в одном из новейших ангарных комплексов "Аэрофлот Техникс" на территории аэропорта Шереметьево.
Презентация воздушного судна, эксплуатируемого его дочерней авиакомпанией "Россия", состоялась в одном из новейших ангарных комплексов "Аэрофлот Техникс" на территории аэропорта Шереметьево.
Имя Гавриила Романовича Державина воздушному судну с бортовым номером RA-73485 присвоили в рамках концепции "Аэрофлота" называть лайнеры в честь великих людей России.
Имя Гавриила Романовича Державина воздушному судну с бортовым номером RA-73485 присвоили в рамках концепции "Аэрофлота" называть лайнеры в честь великих людей России.
Украшением церемонии стало стилизованное представление артистов, воссоздающее атмосферу балов XVIII века, когда жил и творил Гавриил Державин – не только поэт эпохи Просвещения, но и государственный деятель, первый министр юстиции Российской империи.
Украшением церемонии стало стилизованное представление артистов, воссоздающее атмосферу балов XVIII века, когда жил и творил Гавриил Державин – не только поэт эпохи Просвещения, но и государственный деятель, первый министр юстиции Российской империи.
Присутствующий на презентации министр юстиции России Константин Чуйченко поблагодарил руководство Минтранса и "Аэрофлота" за поддержку инициативы увековечить имя своего знаменитого коллеги на борту нового самолета.
Присутствующий на презентации министр юстиции России Константин Чуйченко поблагодарил руководство Минтранса и "Аэрофлота" за поддержку инициативы увековечить имя своего знаменитого коллеги на борту нового самолета.
Знаменательное событие приурочили к 280-летию со дня рождения выдающегося поэта и гражданина. Торжественности церемонии добавило выступление военного духового оркестра.
Знаменательное событие приурочили к 280-летию со дня рождения выдающегося поэта и гражданина. Торжественности церемонии добавило выступление военного духового оркестра.
Министр транспорта РФ Виталий Савельев выразил уверенность, что имя "великого во всех отношениях человека" на борту самолета будет напоминать людям о славных страницах истории России и высоких достижениях ее сынов.
Министр транспорта РФ Виталий Савельев выразил уверенность, что имя "великого во всех отношениях человека" на борту самолета будет напоминать людям о славных страницах истории России и высоких достижениях ее сынов.
"Называть самолеты в честь таких людей – это уважение к памяти наших соотечественников. Огромная честь и серьезная ответственность для авиакомпании и экипажа", - отметил министр транспорта в своем выступлении.
"Называть самолеты в честь таких людей – это уважение к памяти наших соотечественников. Огромная честь и серьезная ответственность для авиакомпании и экипажа", - отметил министр транспорта в своем выступлении.
Генеральный директор ПАО "Аэрофлот" Сергей Александровский напомнил о традиции компании присваивать самолетам имена выдающихся россиян. "Мы искренне гордимся тем, что являемся частью великой страны со славной историей и вековыми устоями", - сказал он.
Генеральный директор ПАО "Аэрофлот" Сергей Александровский напомнил о традиции компании присваивать самолетам имена выдающихся россиян. "Мы искренне гордимся тем, что являемся частью великой страны со славной историей и вековыми устоями", - сказал он.
По его словам, эти эмоции "Аэрофлот" передает своим пассажирам. "Наши воздушные суда названы в честь известных литераторов и ученых, авиаторов и космонавтов, медиков и деятелей искусства, полководцев, спортсменов и политиков", - добавил Александровский.
По его словам, эти эмоции "Аэрофлот" передает своим пассажирам. "Наши воздушные суда названы в честь известных литераторов и ученых, авиаторов и космонавтов, медиков и деятелей искусства, полководцев, спортсменов и политиков", - добавил Александровский.
В "Аэрофлоте" с нетерпением ждут новейших российских самолетов, которые позволят увековечить на борту новые имена прославленных россиян, подчеркнул глава авиакомпании.
В "Аэрофлоте" с нетерпением ждут новейших российских самолетов, которые позволят увековечить на борту новые имена прославленных россиян, подчеркнул глава авиакомпании.
Boeing 737-900 обладает самым длинным фюзеляжем в семействе боингов Next Generation. Он оснащен салоном на 215 кресел. В интерьере – изящные округлые линии и спокойные светлые тона. Иллюминаторы увеличены, что дает хороший обзор.
Boeing 737-900 обладает самым длинным фюзеляжем в семействе боингов Next Generation. Он оснащен салоном на 215 кресел. В интерьере – изящные округлые линии и спокойные светлые тона. Иллюминаторы увеличены, что дает хороший обзор.
Несмотря на то, что самолет имени Державина сейчас окрашен в ливрею авиакомпании "Россия", в перспективе его передадут для дальнейшей эксплуатации "Аэрофлоту".
Несмотря на то, что самолет имени Державина сейчас окрашен в ливрею авиакомпании "Россия", в перспективе его передадут для дальнейшей эксплуатации "Аэрофлоту".
Воздушные суда Boeing 737-900 задействованы на направлениях массового туристического потока Группы "Аэрофлот". Ближайший рейс на самолете "Г.Р. Державин" состоится по маршруту Москва – Калининград – Москва.
Воздушные суда Boeing 737-900 задействованы на направлениях массового туристического потока Группы "Аэрофлот". Ближайший рейс на самолете "Г.Р. Державин" состоится по маршруту Москва – Калининград – Москва.
Такую сумму ущерба опубликовал в своем Telegram-канале (https://t.me/hmabakarov/1034) депутат Госдумы от Дагестана Хизри Абакаров. Отмечается, что эта сумма не является окончательной, так как подсчет не закончен. Для этого пригласили экспертов, которые вычисляют, во сколько обошлись разрушения.
Абакаров подчеркнул, что абсолютно все, кто крушил аэропорт, попали на камеры наблюдения, их лица хорошо видны, а личности легко опознаваемы.
Помимо уголовного наказания «за захват стратегического объекта», участникам погромов грозит полностью возместить ущерб. Их также внесли в черный список: они не будут обслуживаться в аэропорту Махачкалы до тех пор, пока весь урон не будет возмещен.
Совет Федерации одобрил на пленарном заседании закон, направленный на снижение дополнительных налоговых издержек сервисных компаний авиационной отрасли, оказывающих услуги доступа к складам (пулам) запасных частей.
Законом устанавливается, что передача имущества - как исправного, так и неисправного - облагается НДС по ставке в размере 0% при замене неисправных частей самолета на аналогичные исправные элементы при проведении ремонта в рамках возмездного оказания услуг. При этом доходы (в форме полученных в результате замены запчастей) и расходы (в виде переданных на замену запчастей) исключаются из налогооблагаемых доходов и расходов в рамках налогообложения прибыли.
Таким образом, налоговую базу по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль в общеустановленном порядке будет формировать стоимость услуги по замене авиакомпонентов, в том числе при проведении технического обслуживания и ремонта воздушного судна.
Это повлечет за собой рост количества налогооблагаемых операций с соответствующим увеличением поступлений в бюджет НДС и налога на прибыль от стоимости оказанных услуг по замене авиакомпонентов, отмечается в сопроводительных материалах к документу.
Опытный образец российского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета Ил-96-400М, изготовленный в филиале ПАО «Ил» - ВАСО, входящим в Объединенную авиастроительную корпорацию Ростеха, впервые поднялся в воздух. В ходе полета выполнялась проверка устойчивости, управляемости воздушного судна, работоспособности систем, силовой установки и радиотехнических средств захода на посадку. Программа испытаний прошла в штатном режиме, была подтверждена стабильная работа российских систем и оборудования, большинство из которых изготовлены предприятиями Госкорпорации Ростех.
Самолет пилотировал экипаж: командир воздушного судна, шеф-пилот ПАО «Ил», заслуженный летчик-испытателя РФ Сергей Сухарь, заслуженный летчик-испытатель РФ Игорь Зинов, заслуженный штурман-испытатель РФ Сергей Горемыкин, бортинженер-испытатель 1 класса Павел Литвяков, бортовой электрик-испытатель Дмитрий Семенов. Полет проходил на высотах до 2000 метров, скорости до 390 км/час и продолжался 26 минут.
«Первый и успешный полет модернизированного Ил-96-400М – это демонстрация высочайшего уровня компетенций отечественных КБ и авиазаводов. Самолёт не просто сохранил высокие показатели Ил-96-300, но и получил новые эксплуатационные и транспортные возможности. За счет нового современного пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования на российских компонентах повышается безопасность и надежность полетов, а в аэродинамической компоновке, конструкциях и системах самолета применяются решения, обеспечивающие эксплуатационную эффективность. В дальнейшем новое судно позволит развивать и совершенствовать наши компетенции в создании широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов», - рассказал заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.
Самолет является модернизированной версией Ил-96-300, отличается удлиненным на 9,35 метров фюзеляжем, более мощными двигателями ПС-90А1 и вмещает до 370 пассажиров.
«Программа Ил-96-400М стартовала по решению Президента России. Самолет позволит обеспечить грузовые авиаперевозки, а также транспортную доступность различных регионов страны. Максимальная дальность полета, в частности, в пассажирской двухклассной компоновке составит 8100 км. Первый полет Ил-96-400М демонстрирует, что у российской промышленности есть все необходимые технологии для строительства широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров. Подчеркну, что создание таких самолетов – уникальная компетенция, которая позволит обеспечить технологический суверенитет страны», — сказал генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.
Ил-96-400М получил новые эксплуатационные и транспортные возможности за счет модернизации пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования, которое соответствует действующим и перспективным требованиям российских и международных авиационных регуляторов. По показателям надежности и безопасности полета Ил-96-400М полностью соответствует своим знаменитым предшественникам - самолетам Ил-86 и Ил-96, а также лучшим мировым образцам за счет резервирования систем самолета и его аэродинамической компоновки.
«Новая модернизированная версия самолета семейства Ил-96 дополнит линейку гражданских самолетов ОАК в сегменте широкофюзеляжных пассажирских лайнеров и позволит предложить рынку, наряду с МС-21-310, SJ-100 и Ту-214, самолеты различной размерности и дальности, которые способны обеспечить маршрутную сеть по всей стране и заменить иностранные аналоги», - сказал по итогам первого полета генеральный директор ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь.
Салон Ил-96-400М может иметь одно-, двух- и трехклассную компоновки, оснащен современной информационно-развлекательной системой, обеспечивающей доступ к интернету, телевидению и спутниковой связи, современным буфетно-кухонным оборудованием.
Применение модернизированного навигационного комплекса повысит безопасность полетов и позволит упростить экипажам процесс захода на посадку. Разработка соответствует последним требованиям к навигационному оборудованию широкофюзеляжных лайнеров, совершающих полеты в Европейской общей авиационной зоне, а также над безориентирной местностью – океанами, пустынями, протяженными лесными массивами. Такие маршруты являются наиболее сложными для навигации, поскольку пилоты не могут определить местоположение самолета визуально и ориентируются в пространстве с помощью приборов. Новый навигационный комплекс создан из российских комплектующих с учетом действующих международных требований к системам навигации.
Полетный лист на первый полет Ил-96-400М был подписан на капоте черной «Волги» управляющим директором ПАО «Ил» Даниилом Бренерманом и начальником летно-испытательного центра ПАО «Ил» Константином Летовым. Традицию ввел более 50 лет назад Генрих Новожилов, в то время генеральный конструктор ОКБ Ильюшина, поставив свою подпись в полетном листе транспортного самолета Ил-76 на капоте служебного автомобиля. Тот взлет прошел успешно и такое подписание стало доброй ильюшинской традицией.
«Сегодня стартовала программа летных испытаний нового Ил-96-400М. Для нас это подтверждение уникальных компетенций ПАО «Ил» в создании самолетов данного типа, а также обеспечение технологического суверенитета. Только три авиастроительных центра в мире сохраняют за собой право создавать широкофюзеляжные лайнеры. Программа Ил-96-400М – это развитие надежной и проверенной опытом эксплуатации платформы Ил-96 за счет применения современных технологий, установки модернизированного бортового оборудования и систем. Впереди предстоит большой объем испытаний и сертификация модернизированного воздушного судна», - сообщил по итогам первого полета Даниил Бренерман.
Новый лайнер окрашен в ливрею в фирменном стиле Объединенной авиастроительной корпорации.
9 ноября в Казани состоялось заседание Совета директоров АО «Туполев» (входит в ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех). Совещание прошло на площадке Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова под председательством Раиса Республики Татарстан Рустама Минниханова с участием генерального директора ПАО «ОАК» Юрия Слюсаря, управляющего директора АО «Туполев» Вадима Королева, первого заместителя управляющего директора - директора КАЗ им. С.П. Горбунова - филиала АО «Туполев» Николая Савицких.
В ходе Совета директоров обсуждался, в том числе, ход реализации программы масштабирования производства пассажирских самолетов Ту-214.
«Казанский авиационный завод находится на новом этапе своего развития. Благодаря большой поддержке руководства страны на предприятии ведется масштабная программа модернизации и технического перевооружения. Сегодня мы дали старт строительству двух новых производственных объектов на территории завода. Параллельно мы ведем большую работу по закупке нового оборудования и подготовке высококвалифицированных кадров. Все это позволит нам качественно и в срок выполнить государственную задачу по наращиванию выпуска среднемагистральных пассажирских самолетов Ту-214», — сказал Раис Республики Татарстан Рустам Минниханов.
В связи с ростом производственной программы на заводе будут построены центр механической обработки для производства длинномерных деталей и новый корпус агрегатной и окончательной сборки самолетов Ту-214. Перед началом совещания состоялась символическая церемония закладки первых свай в местах строительства новых заводских корпусов.
«Важнейшие направления работы Казанского авиазавода сегодня – выполнение гособоронзаказа и увеличение производства гражданской техники. Это требует серьезного обновления производства. Развитие Казанского авиазавода – один из крупнейших инвестиционных проектов модернизации производства в отрасли. Сегодня был дан старт строительству новых корпусов завода. Запуск новых мощностей позволит выполнить обязательства по программе производства и поставки самолетов Ту-214 в рамках комплексной программы развития авиационной отрасли», — сказал генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь.
«Темпы производства будут увеличены, прежде всего, за счет ввода в эксплуатацию нового высокопроизводительного оборудования и модернизации существующих мощностей, а также дополнительного набора основных производственных рабочих. Это позволит значительно увеличить пропускную способность завода», – сообщил управляющий директор АО «Туполев» Вадим Королев.
Помимо производственной инфраструктуры идет активное обновление территории и общественных пространств Казанского авиазавода.
В рамках мероприятий по реализации кадровой политики в целях профориентации студентов и школьников обновлен музей Казанского авиазавода. Новое пространство музея организовано в интерактивном формате с использованием современных аудиовизуальных решений, которые призваны привлечь внимание молодежи к авиастроению, познакомить с производственными и инженерными профессиями и, в целом, сформировать привлекательный образ современного самолетостроительного предприятия в контуре Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха.
Также выполнены работы по благоустройству на территории завода. У центральных проходных появилась новая зона для проведения общезаводских мероприятий — сквер, в центре которого установлен фонтан. За основу архитектурной экспозиции взят образ самолета. Благоустройство предприятий и создание комфортной среды для работников – одно из направлений кадровой стратегии ОАК направленной на удержание и привлечение кадров в авиастроение и формирование привлекательного имиджа работодателя.
В соответствии с планами по импортозамещению авиакомпания «Россия», как крупнейший эксплуатант самолётов «Суперджет 100», приступила к поэтапной замене авиашин иностранного производства и эксплуатации отечественных шин на воздушных судах этого типа, сообщили в пресс-службе авиакомпании.
Первые укомплектованные отечественными шинами «Суперджеты» из парка перевозчика уже летают по маршрутной сети «России». Поставщиком комплектов является крупнейший российский разработчик и производитель шин для самолётов, вертолётов и наземной техники «ЯШЗ Авиа».
«В настоящее время на склад поступила первая партия из 73 шин. Два самолёта "Суперджет 100", полностью укомплектованные отечественными шинами, приступили к перевозке пассажиров по всей маршрутной сети авиакомпании. На самолёте используются шины от одного поставщика. Ранее авиакомпания "Россия" эксплуатировала иностранные авиационные шины, производство и импорт которых был прекращён в нашу страну», – проинформировали журналистов в пресс-службе авиакомпании.
На современных пассажирских самолётах используются шины из смеси натурального и синтетического каучука с армированными слоями стального корда. Продольный рисунок необходим для минимизации эффекта аквапланирования и удержания воздушного судна на взлётно-посадочной полосе во время осадков.
На самолётах типа SSJ100 эксплуатируются бескамерные шины радиальной конструкции типа 1070х390R480, модель 4А, давление 14,2 Бар, уточнили в авиакомпании.
Долговечность современных газотурбинных двигателей в значительной степени зависит от надёжности работы лопаток турбины, поскольку они являются наиболее нагруженными деталями. Лопатки изготавливаются из жаропрочного никелевого сплава. Под воздействием динамических нагрузок и работе в агрессивной среде на поверхности лопаток образуются микротрещины, содержащие оксидные плёнки разных металлов. Для ремонта отработанных лопаток необходимо очистить микротрещины и труднодоступные участки поверхности сопловых лопаток от оксидов металлов.
В Пермском Политехе провели анализ всех имеющихся способов очистки деталей от трудноудаляемых компонентов — оксидов алюминия, титана и хрома, и нашли более эффективные способы очистки, которые будут полезны для разрабатываемой технологии ремонта лопаток газотурбинных двигателей.
Были проведены исследования и проанализированы существующие на сегодняшний день методы, позволяющие удалить оксиды металлов из микротрещин. Оксидная плёнка удалялась химической очисткой растворами различных составов при различных условиях, ультразвуковой очисткой в ваннах, в автоклаве и последовательной очисткой фтористым водородом и водородом при высоких температурах в реакторе. В среднем температура очистки варьируется в интервале от 120 до 1000 градусов Цельсия. Продолжительность очистки составляет 1–1,5 часа.
«Анализ показал, что для очистки лопаток газотурбинных двигателей от оксидной плёнки лучше всего себя показал метод с применением фторида водорода и водорода при повышенных температурах. Данный метод позволяет произвести очистку благодаря химической активности фтористого водорода, который вступает в реакцию с компонентами сплава, тем самым, образуя растворимые фториды металлов», — поделилась магистранта кафедры «Химические технологии» Дарья Логинова.
Исследования, выполненные специалистами Пермского Политеха, позволит сократить длительность работ по ремонту отработанных лопаток газотурбинных двигателей, а сам метод очистки увеличит срок службы очищенных лопаток турбин, снизит количество брака при их ремонте и расширит технологические возможности на производстве, пояснили в университете.
Сейчас в России нет подходящего и реализуемого метода по очистке поверхности и микротрещин лопаток газотурбинного двигателя, поэтому этот вопрос достаточно актуален для машиностроительных компаний. В исследовании политехников заинтересовано моторостроительное предприятие «ОДК-Пермские Моторы», пояснил представитель Политеха.
Специалисты Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) ввели в эксплуатацию аэродром для тяжелых транспортных самолётов на колесном шасси на крупнейшей российской гидрометеорологической обсерватории «Ледовая база «Мыс Баранова» на Северной Земле. Новая взлётно-посадочная полоса будет использоваться, в том числе для обеспечения дрейфующих арктических экспедиций «Северный полюс».
Снежно-грунтовый аэродром может принимать грузовые самолёты любого класса. Самолеты Ан-72 и Ан-74 уже совершили первые рейсы по маршруту Хатанга – «Мыс Баранова», доставив полярников, продовольствие и экспедиционное оборудование.
По словам директора ААНИИ Александра Макарова, «Ледовая база «Мыс Баранова» станет центром снабжения арктических экспедиций, в том числе дрейфующих полярных станций «Северный полюс», работа которых возобновились в прошлом году с вводом в строй ледостойкой платформы «Северный полюс».
«Новая взлётно-посадочная полоса станет ключевым звеном в системе снабжения и ротации персонала арктических высокоширотных экспедиций. Транспортные самолёты с грузами и людьми будут прилетать на стационар «Ледовая база «Мыс Баранова», а далее к месту дислокации дрейфующей станции или экспедиционного судна доставка может осуществляться самолётами или вертолётами. В настоящее время мы готовим первую частичную ротацию участников экспедиции «Северный полюс-41». Самолёт сесть в районе дрейфующей станции не может из-за отсутствия подходящей льдины. Доставку полярников обеспечат два вертолёта Ми-8. Мы планируем заменить шестерых членов экипажа судна и четверых членов экспедиции. Операция довольно сложная, так как экспедиция находится практически на пределе вертолётной досягаемости», – сказал Александр Макаров.
Работа по подготовке новой взлётно-посадочной полосы на стационере «Ледовая база «Мыс Баранова» началась ещё до старта дрейфующей экспедиции «Северный полюс-41». В отличие от многих других арктических и антарктических аэродромов, здесь под снегом не ледник, а арктическая пустыня – мерзлый грунт. Чтобы полоса набрала нужную прочность, проводилось послойное уплотнение – фактически снег укатывался с момента его выпадения осенью.
На заводе «Аэрокомпозит» в Ульяновске началось серийное производство крыла для самолета МС-21, которое прозвали черным крылом из-за цвета углепластика. Об этом во вторник, 11 апреля, говорится в распространенном сообщении Корпорации развития Ульяновской области.
Так, в 2023 году «Аэрокомпозит» планирует выпуск четырех самолетокомплектов для МС-21. В 2024 году их количество вырастет до шести. В дальнейшем объемы производства будут увеличиваться в соответствии с графиком.
Также отмечается, что в прошлом году завод впервые выпустил крыло для МС-21-300 с российскими композитными материалами. После этого такое крыло вышло в серийное производство.
Как рассказал генеральный директор «Аэрокомпозита» Анатолий Гайданский, в настоящее время на заводе используются только российские материалы, среди них композитные и вспомогательные, а также краски и герметики.
«Здесь уже полностью весь процесс импортозамещен», — отметил Гайданский.
В сообщении также говорится, что во вторник, 11 марта Гайданский встретился с губернатором Ульяновской области Алексеем Русских. Встреча была посвящена обсуждению программы по импортозамещению и новым научным разработкам завода.
Предприятие «Аэрокомпозит» работает в Ульяновске с марта 2011 года. На сегодняшний день это единственный в России завод по выпуску силовых композитных конструкций методом вакуумной инфузии. По своим масштабам производство входит в первую тройку предприятий мирового уровня по созданию крыла самолета.
В 2018-м завод лишился возможности закупать импортное сырье для крыла. Производитель крыла попал под санкции США. Тогда разработкой российского аналога материала для крыла занялся Росатом. На создание отечественных композитов Минпромторг выделил 4,4 млрд рублей. Применение нового материала дало возможность создать крыло с уникальной аэродинамикой, а также увеличить ширину фюзеляжа МС-21 и расширить салон, что дает новые преимущества с точки зрения комфорта для пассажиров.
Холдинг «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех передал ООО «Нацпромлизинг-Инвест» два вертолета Ми-8МТВ-1, закрыв контракт на поставку восьми машин этого типа. Воздушные суда отправятся в Томский и Самарский филиалы ООО Авиапредприятие «Газпром авиа».
Ми-8МТВ-1 обладают высокими летно-техническими характеристиками и могут круглосуточно применяться в самых сложных климатических условиях при температурах от +50 до -50 градусов Цельсия, автономно базироваться на необорудованных площадках. В кабине каждой винтокрылой машины установлено по 20 пассажирских кресел, при этом они могут использоваться в том числе для перевозки крупногабаритных грузов массой до 4 тонн, для чего оборудованы тросовой внешней подвеской. Она позволяет доставлять грузы в труднодоступные места, проводить монтажные работы.
«“Газпром” — один из наших ключевых партнеров, с которым мы много лет работаем сразу по нескольким проектам, в том числе — поставляем вертолеты для нужд компании. Передача двух Ми-8МТВ-1 закрывает заключенный с компанией “Нацпромлизинг-Инвест” контракт на поставку 8 таких машин в интересах “Газпром авиа”. Первые шесть Ми-8МТВ-1 были изготовлены на Казанском вертолетном заводе, переданы заказчику в 2021-2022 годах и уже находятся в эксплуатации. Эти машины сегодня обеспечивают надежную связь с отдаленными объектами компании», — сказал спикер Ростеха.
Ми-8МТВ-1 отличает высокий уровень безопасности, ценовая эффективность и простота в обслуживании. Для выполнения специальных задач каждый вертолет может быть оборудован дополнительными топливными баками, прожекторами, системами ночного видения, аварийной посадки на воду, защиты от столкновения с проводами, пылезащитными устройствами, метеолокаторами, медицинским и другим оборудованием.
«Вертолеты Ми-8МТВ-1 востребованы и эффективны: их легко трансформировать в грузовой или в пассажирский вариант, они могут использоваться не только для доставки вахтовых бригад к нефтегазовым объектам и мониторинга газопроводов, но и для перевозок пассажиров, багажа, выполнения санитарных заданий и других видов авиационных работ. В общей сложности в парке авиакомпании летает 80 вертолетов в разных модификациях семейства Ми-8, и мы планируем продолжить производить их в соответствии с потребностями «Газпром авиа», — сказал заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России» по продажам гражданской вертолетной техники Антон Королёв.
Холдинг «Вертолеты России» (входит в Госкорпорацию Ростех) – один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России. Холдинг образован в 2007 году. Головной офис расположен в Москве. В состав холдинга входят пять вертолетных заводов, национальный центр вертолетостроения, объединяющий в себе компетенции двух конструкторских бюро, а также предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий, авиаремонтные заводы и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами.
Госкорпорация Ростех – крупнейшая промышленная компания России. Объединяет порядка 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.
Авиапарк МЧС России пополнился многоцелевыми вертолетами Ми-8 в арктическом исполнении, сообщили журналистам в среду.
Глава МЧС РФ Александр Куренков в ходе рабочей поездки в Санкт-Петербург провел осмотр двух поступивших вертолетов, которые будут работать в Приполярье и Заполярье.
По его словам, два вертолета Ми-8АМТШ-ВА заступят на боевое дежурство в Мурманской области не позднее июля текущего года. В настоящее время в центре дислоцируется пять вертолетов, в том числе поступившие в конце 2022 года два Ми-8АМТШ-ВА в арктическом исполнении.
"При изготовлении воздушных судов применены отечественное оборудование и российские технологии. Технические характеристики позволяют осуществлять полеты в условиях полярной ночи на большие расстояния, что очень важно для работы в условиях Арктического региона. Когда экипаж и техническая группа пройдут все этапы подготовки, вертолеты заступят на боевое дежурство в Мурманской области. Это произойдет не позднее июля этого года", - процитировали министра в пресс-службе.
Куренков отметил, что в этом году МЧС ожидает еще два вертолета в арктическом исполнении от Улан-Удэнского авиационного завода. "Одной из перспективных задач является оснащение создаваемых арктических звеньев МЧС России авиатехникой во всех северных регионах, что обеспечит оперативность оказания помощи даже в самых отдаленных уголках страны", - подчеркнул глава ведомства.
Ми-8АМТШ-ВА изготовлены холдингом "Вертолеты России", который входит в госкорпорацию "Ростех". Конструкция арктического воздушного судна учитывает все основные особенности применения вертолетной техники в зоне северных широт. В числе главных преимуществ - наличие системы подогрева агрегатов маслосистемы и трансмиссии, благодаря которой вертолет можно спокойно подготовить к запуску при температурах до минус 60 градусов. Дополнительные топливные баки дают возможность совершать длительные полеты более пяти часов, преодолевая за один вылет до 1 100 км. Улучшенная теплозвукоизоляция фюзеляжа с системой обогрева воздуха обеспечивает экипажу комфортные условия для выполнения поставленных задач.
Первую серьезную дистанцию вертолеты уже прошли при перелете из Улан-Удэ в Санкт-Петербург. За 28 часов в воздухе они преодолели около 4,7 тыс. км через Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Челябинск, Казань, Ярославль, где происходила дозаправка.
Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров отметил, что в приоритете остается полное насыщение внутреннего рынка.
Вице-премьер РФ Денис Мантуров заявил, что у России появится возможность поставлять самолеты SSJ New и МС-21 отечественного производства в страны ближнего зарубежья после 2025 года, а в дальнее зарубежье - после 2027 года.
«Сначала мы должны обеспечить внутренний рынок до конца. С учетом принятых всех решений президентом и правительством, с учетом консолидированного гражданского заказа, нам еще определенное количество лет отведено на работу на внутреннем рынке», - передает его слова РИА Новости.
Глава Минпромторга отметил, что страны ближнего зарубежья сохраняют интерес к российским SSJ New и МС-21.
«Дальнее зарубежье в краткосрочной перспективе нас сегодня не столь сильно интересует», - добавил он.
Ранее министр промышленности и торговли заявил, что российский многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 в ходе спецоперации на Украине выполняет задачи по поражению воздушных и наземных целей. Мантуров отметил, что успешное применение передовых авиационных комплексов в боевых действиях способствует росту заинтересованности в них на международном рынке.
Авиастроительные компании Ростеха – ОАК и «Вертолеты России» – подписали контракты на производство гражданских самолетов и вертолетов, которые будут поставлены эксплуатантам посредством лизинговых компаний. До конца 2025 года «Аэрофлот» получит 63 лайнера, в том числе новейшие МС-21 и SSJ-NEW. Еще 8 импортозамещенных «Суперджетов» планируется изготовить для авиакомпании «Аврора» в 2024-2026 годах. Кроме того, в течение трех лет перевозчикам будут переданы 107 вертолетов.
Распоряжения, которыми утверждаются паспорта инвестпроектов по обновлению парка воздушных судов, подписал председатель правительства Российской Федерации Михаил Мишустин. Инвестпроекты предусматривают производство и льготный лизинг судов, они будут софинансироваться за счет средств Фонда национального благосостояния по ставке не выше 1,5% годовых. Как подчеркнул заместитель председателя правительства Российской Федерации – министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, все контракты с предприятиями авиационной промышленности уже заключены.
В рамках контрактов в 2023-2025 годах «Аэрофлот» получит 63 лайнера, в том числе 18 самолетов МС-21, 34 самолета SSJ-NEW и 11 самолетов Ту-214 производства Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха. В те же сроки 17 российским авиакомпаниям будет передано 86 винтокрылых машин Ми-8АМТ/Ми-8МТВ-1, которые будут изготовлены на предприятиях входящего в Госкорпорацию холдинга «Вертолеты России». В свою очередь, дальневосточный авиаперевозчик «Аврора» в 2024-2026 годах получит 8 единиц SSJ-NEW, а также 10 вертолетов Ми-171А2 и 11 вертолетов Ми-171А3.
«На российский авиапром легла масштабная задача – в короткие сроки развернуть производство и обеспечить авиакомпании современными самолетами и вертолетами. По поручению президента России Владимира Путина проделана большая работа с Министерством промышленности и торговли РФ, другими профильными ведомствами. Для скорейшего достижения результатов почти на два года сдвинуты «влево» основные мероприятия по импортозамещению, чтобы российские перевозчики уже в ближайшее время начали получать отечественные суда взамен «боингов» и «эйрбасов». Подписание контрактов позволяет развернуть полномасштабное производство необходимых машин, соответствующие мероприятия уже стартовали на предприятиях ОАК, «Вертолетов России» и других компаний, участвующих в кооперации», – сказал генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.
МС-21 – среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения. Лайнер, созданный на базе новейших разработок, ориентирован на наиболее востребованный сегмент рынка пассажирских перевозок. Передовая аэродинамика, двигатели и системы последнего поколения обеспечивают высокие летно-технические характеристики и сниженные, по сравнению с аналогами, эксплуатационные расходы. Аэродинамическое совершенство самолета достигается с помощью крыла большего удлинения из композиционных материалов. Применяемые на нем двигатели ПД-14 отличаются низким расходом топлива, уменьшенным уровнем шума и эмиссии вредных веществ.
SSJ-NEW – импортозамещенная версия регионального самолета нового поколения Superjet. Самолеты этого семейства объединяют в себе новейшие технологии в области авиастроения и предлагают пассажирам комфорт, сопоставимый с салонами магистральных лайнеров, значительные экономические преимущества перевозчикам, удобство для экипажа и максимальную экологическую безопасность для окружающей среды.
В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями, деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (официальные источники: сайт "Российской газеты" (соответствующие разделы сайта https://rg.ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).
Детали для западных самолетов разработают и выпустят в России. Как выяснили «Известия», S7 Technics вместе с «Росатомом» уже занялись созданием различных фильтров и тормозных дисков. Также авиакомпания ищет замену лакокрасочным материалам. Это потребовалось из-за прекращения иностранными поставщиками сервисной поддержки перевозчиков РФ на фоне санкций. Пока что S7 может сама отремонтировать только 17% деталей импортного двигателя и 67% систем всего самолета. Но, по словам экспертов, компания продвинулась в этом направлении дальше всех в России.
На замену
S7 Technics — инжиниринговая «дочка» крупнейшей частной авиакомпании России S7 Airlines — и корпорация «Росатом» начали разработки по замене импортных деталей самолетов иностранного производства. Об этом в ходе профильной конференции MRO Russia & CIS рассказал замгендиректора по инженерному сопровождению — главный инженер S7 Technics Виталий Сусанин.
— С «Росатомом» в рамках взаимодействия с «НИИграфитом» и ФЭИ («Физико-энергетический институт имени А.И. Лейпунского», оба института входят в периметр корпорации. — «Известия») инициировали совместную разработку и производство водяных и воздушных фильтров. Также работаем над тормозными дисками, — рассказал он.
Проектированием фильтров S7 занимается с ФЭИ, а углерод-углеродных тормозных дисков и других аналогов для композитных ремонтов — с «НИИграфитом», следует из его презентации.
Опытные образцы водяных и HEPA-фильтров (применяются для очистки воздуха) уже изготовлены, предстоят их испытания на самолете и сертификация, прежде чем они смогут использоваться, рассказал Виталий Сусанин. Но ряд проектов с промышленными партнерами пока находятся только в стадии проработки, уточнил он.
В департаменте коммуникаций «Росатома» подтвердили «Известиям» участие ФЭИ в разработке и производстве водяных и HEPA-фильтров для установки на самолеты иностранного производства.
— По другим перечисленным проектам информацией не располагаем, — сообщили «Известиям» в корпорации.
В пресс-службе S7 не предоставили дополнительных комментариев.
Институты и девелоперы
В числе других промышленных партнеров S7 Technics — Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ) и компания «Русские краски», отметил Виталий Сусанин. С ними перевозчик попробует найти замену импортным лакокрасочным материалам.
С «Авиационными лакокрасочными технологиями» идет поиск аналогов растворителей и моющих средств, с девелопером ПИК и Специальным конструкторским бюро турбонагнетателей (СКБТ) — работы по реверс-инжинирингу и изготовлению различных элементов и заготовок, поделился планами Виталий Сусанин.
— Мы также инициировали работу над главными изменениями (в конструкцию самолета. — «Известия») в ближайшей перспективе. Уже занимаемся этим с коллегами из уполномоченного органа, — добавил он.
В презентации топ-менеджера уточняется, что к главным изменениям относятся модификации шин, тормозов и привязных ремней.
Пока действующий сертификат S7 Technics позволяет выполнять только второстепенные модификации по 67% систем самолета. К тому же этот сертификат покрывает лишь 56% всех типов иностранной авиатехники, эксплуатируемой в России, уточнили на конференции представители S7.
«Известия» направили запрос в пресс-службу Росавиации и во все упомянутые промышленные предприятия и институты.
Ремонт двигателей
В сентябре 2022 года S7 Technics также открыла в Шереметьево цех по капитальному ремонту американо-французских двигателей CFM56. Это первые в стране мощности по капремонту этих агрегатов. По подсчетам компании, CFM56 установлены примерно на 400 самолетах семейств Airbus A320 и Boeing 737, выполняющих рейсы в РФ. Они перевозят 70 млн пассажиров в год, рассказал также на MRO Russia & CIS директор по ремонту силовых установок S7 Technics Алексей Старков. Всего российские авиакомпании перевезли в 2022 году 95 млн человек.
На текущий момент S7 освоила ремонты только 17% деталей двигателей CFM и еще не выполнила ни одного капремонта, но в работе сейчас находятся шесть экземпляров, рассказал топ-менеджер. В планах, в частности, научиться восстанавливать геометрию износившихся изделий, добавил он.
Тормозные механизмы испытывают повышенные нагрузки в каждом полете, поэтому диски являются востребованными изделиями, образно говоря, расходным материалом, пояснил «Известиям» исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. По словам эксперта, углерод-углеродные диски имеют повышенную стойкость и могут поглощать и рассеивать большую энергию, что делает их эффективнее.
В принципе, эта технология освоена в России, но повышение характеристик используемых материалов позволит увеличить износостойкость тормозов, а это поспособствует сокращению расходов авиакомпаний, пояснил эксперт смысл этой разработки S7.
Что касается ремонтов двигателей, то, по мнению директора по исследованиям и разработкам Infomost Алексея Синицкого, S7 Technics в этой области продвинулась в РФ дальше всех, компания уже много лет развивает это направление.
— Современный турбовентиляторный двигатель — это одна из сложнейших, если даже не самая сложная из инженерных конструкций, созданных человеком. Его ремонт требует высокой квалификации и дорогого оборудования. Но надо признать, что и S7 Technics еще не освоила все технологии для полного ремонта двигателя, особенно если речь идет о газогенераторе (его еще называют горячей частью мотора), — объяснил эксперт.
Двигатели семейства CFM56 — самые распространенные в мире для среднемагистральных самолетов. А ремонт больших по тяге и размерам моторов для дальнемагистральных бортов в РФ (например, Boeing 777) практически не освоен. При том количестве таких бортов, которые эксплуатировались российскими авиакомпаниями, осваивать эти технологии в РФ ранее было экономически бессмысленно, пояснил Алексей Синицкий.
Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех разработал электронные компоненты для связного оборудования самолетов Superjet и МС-21. Технические параметры новых устройств позволяют полностью заменить американские изделия в составе бортовой аппаратуры радиосвязи.
Новая линейка вакуумных высокочастотных выключателей поляризованного типа отличается повышенной устойчивостью к вибрационным нагрузкам. Устройства предназначены для коммутации высокочастотных и сверхвысокочастотных электрических цепей в составе радиолокационного и связного оборудования. Изделия успешно прошли испытания в составе бортовой аппаратуры связи и могут быть использованы в гражданской авиации.
Выключатели разработаны пензенским НИИЭМП по заказу нижегородского НПП «Полет» (оба входят в «Росэлектронику») для замены изделий американского производства.
«Использование разработанных НИИЭМП вакуумных высокочастотных выключателей в составе бортовой аппаратуры радиосвязи позволит полностью отказаться от аналогичных изделий американских производителей Jennings Technology и Kilovac, увеличит срок службы и повысит надежность связного оборудования. На сегодняшний день предприятие планирует выпускать для нужд НПП «Полет» 1500 таких устройств ежегодно. Мы готовы предложить нашу продукцию и другим заказчикам – производственные мощности позволяют в случае появления дополнительных заказов кратно увеличить объемы выпуска вакуумных высокочастотных выключателей», - сообщил генеральный директор НИИЭМП Вячеслав Зуев.
Для Superjet НПП «Полет» производит антенны и радиостанции ближней связи.
Суд в Таганроге огласил приговор по делу о хищении деталей самолета Ил-80, также известного как «самолет Судного дня». Признанному виновным в краже 37-летнему местному жителю Жоре Хачунцу назначено четыре года колонии строгого режима. По версии следствия, в декабре 2020 год он проник на аэродром, забрался на борт судна и вынес из него детали стоимостью 2,7 млн руб. Впоследствии похищенное оборудование так и не было найдено. Основными доказательствами версии следствия стали обнаружение следов ДНК обвиняемого на месте преступления и показания засекреченного свидетеля, которому Жора Хачунц якобы рассказал о краже. Сам Жора Хачунц вину не признает, его защита намерена добиваться полного оправдания фигуранта.
Таганрогский городской суд признал местного жителя Жору Хачунца виновным в краже авиационного оборудования из самолета Ил-80 (п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ). Ему назначено четыре года колонии строгого режима. Кроме того, он должен будет возместить причиненный Министерству обороны РФ ущерб в размере 2,7 млн руб.
Воздушный командный пункт Ил-80, также известный как «самолет Судного дня», был разработан в конце 1980-х годов. Самолет предназначен для эвакуации высшего военного руководства страны и управления вооруженными силами в условиях полномасштабной ядерной войны. Детальная информация о нем является гостайной. Всего в России четыре таких самолета.
В декабре 2020 года Ил-80 находился на аэродроме Таганрог-Южный для плановых работ по модернизации, проводимых сотрудниками ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева» (ТАНТК).
4 декабря было обнаружено, что из самолета пропало 39 радиостанционных блоков и еще 5 плат из 5 таких же демонтированных блоков.
Полицейские возбудили уголовное дело по факту хищения. В Кремле происшедшее назвали чрезвычайным происшествием. «Конечно, будет и расследование и будут приняты меры с тем, чтобы это не повторялось»,— заявил тогда пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Спустя месяц в деле появился подозреваемый — официально безработный местный житель Жора Хачунц, ранее судимый за вождение в состоянии алкогольного опьянения. Как рассказывала «Ъ» его жена Елена Хачунц, мужчину задержали 26 декабря за управление автомобилем без водительских прав и поместили в спецприемник на десять дней. По истечении этого срока к нему пришли правоохранители и заявили, что он стал обвиняемым в деле о краже деталей из «самолета Судного дня».
«После разговора со следователями ему дали мне позвонить, он был шокирован и напуган. Обвинение в краже с самолета казалось чем-то абсурдным — какой самолет, он их видел только в небе»,— говорила она. Госпожа Хачунц подчеркивала, что ее муж никогда не имел отношения к ТАНТК имени Бериева, где находился самолет, и к заводу «даже близко не подходил», а в ночь совершения кражи находился дома, приглядывая за маленькой дочерью, пока Елена была в больнице.
Таганрогский городской суд отправил Жору Хачунца в СИЗО. Впоследствии меру пресечения неоднократно продлевали, на момент оглашения приговора обвиняемый провел под арестом почти полтора года.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что в декабре 2020 года мужчина вместе с не установленными следствием лицами пробрался на тщательно охраняемый аэродром ТАНТК имени Бериева, через аварийную дверь проник на борт воздушного судна и демонтировал оборудование. Затем якобы перевез детали на служебном автомобиле аэродрома к забору, после чего забрал оборудование из машины и вместе с ним скрылся с места преступления. Причиненный ущерб был рассчитан следователями исходя из стоимости металла, из которого сделаны детали. Его общая сумма составила 2,7 млн руб.
Основными доказательствами вины Жоры Хачунца стали следы ДНК, обнаруженные на ручке аварийного люка и руле автомобиля. Кроме того, в приговоре упоминаются показания засекреченного свидетеля, который сообщил следователям, что находился в одной камере СИЗО с Жорей Хачунцем и тот якобы рассказал ему о краже.
Жора Хачунц не признал вину и намерен обжаловать приговор. Его адвокат Ольга Бояркина заявила «Ъ», что в деле много неустановленных деталей.
«Следствие никак не объясняло, как Хачунцу удалось проникнуть на тщательно охраняемую территорию. В материалах просто прописано, что это было сделано "неизвестным способом". Камеры на тот момент не работали»,— отмечает защитник.
По словам адвоката, ее подзащитный «ни с кем не обсуждал кражу, потому что не совершал ее». «Если бы свидетель был настоящий, то следствию не было бы смысла его засекречивать. Нас лишили права провести очную ставку»,— говорит госпожа Бояркина.
Согласно показаниям засекреченного свидетеля, Жора Хачунц рассказал ему, что детали спрятаны в поселке Красный Десант. «Никаких следственных действий после получения этих данных следователями не было произведено. Моего подзащитного даже не опрашивали по показаниям этого свидетеля. Деталей нигде не нашли. По нашему мнению, их и не искали»,— также заявила адвокат.
Неубедительными она считает и выводы экспертов об обнаружении следов ДНК Жоры Хачунца на месте преступления. «Следы ДНК — это не отпечатки пальцев, их может переносить кто угодно, так что наличие следов не значит, что Хачунц лично трогал ручку самолета»,— заключила адвокат. Она намерена добиваться полного оправдания своего подзащитного.
Подготовка кадров ГА - одна из наиболее острых проблем отрасли. Отрасли остро не хватает пилотов, кадров инженерно-технического профиля, диспетчеров по УВД, профессиональных техников.
В текущем году авиационные учебные заведения страны увеличивают прием студентов.