суббота 23/09/2017
31/05/2017 23:54 07/06/2017 19:45 08/06/2017 21:59 08/06/2017 22:15
МАК и Турция подписали авиационное соглашение в Баку
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) и Генеральный директорат гражданской авиации Турции 30 мая подписали Меморандум о взаимопонимании в области лётной годности
Росавиация может отменить чартеры при массовых задержках рейсов
8 июня ведомство проведет совещание с чартерными авиакомпаниями и предупредит их о недопустимости массовых задержек рейсов
Росавиация потребовала до 20 июня ликвидировать задержки чартеров
До 20 июня российские авиакомпании должны решить проблему с массовыми задержками рейсов. Такое распоряжение дала Росавиации по итогам совещания с главами чартерных перевозчиков.
МАК: Самолет с Лехом Качиньским разбился из-за ошибки пилота
Лайнер снизился ниже безопасной высоты в 100 метров и в результате врезался в дерево, заключили специалисты.
Главная | О Фонде | Дела и планы Фонда | Cовещания и конференции | Новости СМИ | Статьи в прессе | Авиаторы шутят | Форум | Реклама
Партнёр гражданской авиации Фонд развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнёр гражданской авияции» С Днем ВМФ России!
ФОНД
НАШИ
ПАРТНЁРЫ
Авиакомпании Авиастроение и ремонт Поставки ГСМ и топливозаправка Аэропорты СДЕЛАНО В РОССИИ
Производство оборудования Кетеринг Обслуживание авиапредприятий Средства навигации и связи
Страхование и лизинг Правовое обеспечение
ПОИСК ПАРТНЁРОВ:
Регистрация нового партнёра Контакты и реквизиты

Текущая деятельность фонда

21/03/2011

Виновен ли экипаж польского президента в авиакатастрофе?

ВИНОВЕН ЛИ ЭКИПАЖ ПОЛЬСКОГО ПРЕЗИДЕНТА В АВИАКАТАСТРОФЕ?
ПРОГНОЗ ЖИЗНИ: ОТВЕТ ДАЮТ БИОРИТМЫ.

Вместо предисловия.
Вначале - о нескольких событиях, получивших широкую известность во всем мире.
Чесли Салленбергер (Chesley Sullenberger), капитан А-320 американской авиакомпании US Airways.
15 января 2009г., после взлета из аэропорта Ла Гуардиа г. Нью-Йорка, самолет, пилотируемый Ч. Салленбергером и вторым пилотом Дж. Скайлзем, на высоте 975 м столкнулся со стаей канадских гусей, в результате чего остановились оба двигателя. В течение трех минут капитан Салленбергер сумел левым разворотом развернуть загруженный и полностью заправленный топливом самолет в сторону от жилых районов города, провести планирование вдоль реки Гудзон, пролететь над мостом Вашингтон бридж, не зацепив его и произвести аварийную посадку на поверхность реки в районе 48 улицы Манхеттена. У второго пилота Джеффа Скайлза (Jeff Skiles) это был второй полет на данном типе воздушного судна. Все 155 пассажиров остались живыми и невредимыми.
Не удивительно, что это событие получило название Гудзонское чудо.

Аркадиуш Протасюк (Arkadiusz Protasiuk), командир экипажа Ту-154 Президента Польши.
10 апреля 2010г., при выполнении захода на посадку на аэродром Смоленск (Россия) в условиях тумана (ограниченной видимости), допустил раннее снижение самолета и столкновение с земной поверхностью на удалении около 1км до взлетно-посадочной полосы аэродрома. Самолет разрушился. Все 96 человек, находившиеся на борту самолета, в том числе Президент Польши с супругой, погибли.

Два разных человека, в разных событиях, в разное время. Но есть нечто, что объединяет этих людей. Этим нечто является картина их биоритмов, внешне очень похожая, но имеющая незначительную разницу. Эта незначительная разница и способствовала тому, что в одном случае 155 человек остались живы, а в другом, под Смоленском, привела к страшной трагедии.
Что же это такое - биоритмы человека? Действительно ли они так могущественны, что способны сделать человека и героем, и жертвой?
С ритмичностью нашей жизни мы сталкиваемся ежедневно, не задумываясь об этом. Некоторые из них - биоритмы с коротким периодом и высокой частотой - хорошо известны, они, что называется, «лежат на поверхности» и не вызывают сомнений (например, частота сердечных сокращений - ЧСС).
Еще один пример – циркадный (суточный) ритм, предполагающий активность днем и отдых в ночное время. Давно замечено, что ответная реакция организма на одну и ту же нагрузку различна, в зависимости от времени суток. В современной науке суточные ритмы человека используются в качестве универсального критерия оценки состояния здоровья. Четкий биоритм характеризует нормальное состояние, нарушение же ритма, десинхронизация – явный (зачастую - первый) сигнал неблагополучия со здоровьем.
В древние времена на Востоке зародилось учение о суточной циркуляции жизненной энергии. Считается, что каждый орган обладает энергией, которая циркулирует по всему организму. Более того, древние ученые установили, что каждый орган имеет свою определенную во времени кульминационную точку – период особенно напряженной деятельности. Именно в это время орган наиболее уязвим для различного рода патологических воздействий и наиболее податлив к лечебным воздействиям.
Современная медицина говорит о «времени лечебного удара». Например, печень наименее «работоспособна» в период с часу до трех ночи, почки – в 17–19 часов. Наибольшая частота пульса в 9 - 10 часов и в 17 – 18 часов, а артериальное давление имеет максимальное значение в 16-20 часов, а минимальное – в ранние утренние часы и около полуночи. Установлено, что у каждого человека, в той или степени проявляется сонливость – это 9, 13 и 17 часов, а работоспособность сердца снижается к 13 часам и 21 часу.
Всем известно деление людей по хронотипу на так называемых «жаворонков», «голубей» и «сов». Их различия проявляются в функциональных возможностях организма в те или иные часы суток. Но мало кто знает, что «жаворонки» отличаются минимальной устойчивостью к гипоксии – нехватке кислорода, а «совы», при проведении в утреннее время операций, требующих повышенного внимания, делают в полтора раза больше ошибок, чем те же «жаворонки».
Исследования, проведенные американскими учеными, позволяют сделать очень интересный вывод: в каждом виде спорта есть свой преобладающий хронотип.
Так, среди квалифицированных спортсменов – игроков в гольф преобладают «жаворонки», а в составе профессиональных команд водного поло большинство игроков – «совы».
В некоторых зарубежных странах к хронотипу человека относятся крайне серьезно и с прагматической позиции. На многих крупных предприятиях ночные смены формируются исключительно из «сов». Тем самым повышается производительность труда, снижается процент брака и, что немаловажно, уменьшается травматизм.
Продолжая свои изыскания, ученые обнаружили зоны риска высокой заболеваемости инфарктом миокарда. Почему инфарктом? Потому что вследствие патологий сердечнососудистой системы довольно часто умирали и умирают спортсмены. Нередко прямо на спортивной площадке во время соревнований, в период или после тренировки (хоккеист Игорь Мисько 6 июля 2010 г., баскетболистка Ольга Яковлева 8 августа 2010г., американский пловец Френ Криппен 23 октября 2010г.). Выводы делались по цитохимическим показателям крови, которые показали, что имеется четкий волновой процесс эндокринных функций, периоды снижения и повышения иммунных сил, адаптационных возможностей, жизнестойкости. Эти исследования подтверждают волновой характер, ритмичность изменения потенциалов человеческого организма, получивших название биоритмов (правильнее – психофизиологических потенциалов) человека.
Один из них, так называемый, физический, определяют смену нашей физической активности, способность организма сопротивляться болезням. Другие: эмоциональный и интеллектуальный, определяют смену активности творчества, остроту восприятия различных событий, мышление, память, бдительность, восприимчивость к знаниям.
Первооткрыватели физического и эмоционального биоритмов – доктор Герман Свобода, профессор психологии Венского университета и доктор Вильгельм Флисс, врач – отоларинголог из Берлина, совершили свое открытие независимо друг от друга около ста лет назад. Чуть позже, в двадцатых годах прошлого столетия, профессор из Инсбрука Альфред Тельтшер, анализируя ответы студентов на экзаменах и сопоставив дату экзамена с датой рождения студентов, выявил закономерность, которая легла в основу интеллектуального ритма.
В простейшей форме теория трех многодневных ритмов устанавливает, что от рождения до смерти каждый человек подвержен влиянию этих трех внутренних циклов. Согласно утверждению первооткрывателей, в день рождения человека каждый из циклов стартует от нулевой точки и возрастает в позитивной фазе до некоторого максимального значения, в течение которой энергия и способности, связанные с каждым циклом, наиболее высоки. Постепенно уменьшаясь, циклы пересекают нулевую линию по истечению времени, равному половине их периода. На этой основе были определены так называемые, «критические» дни – дни пересечения нулевой линии. В дальнейшем, каждый ритм имеет негативную фазу, когда наши возможности значительно снижаются и доходят до минимального значения. Затем, в негативной фазе, начинается период накопления энергии до тех пор, пока в конце цикла нулевая линия не пересечется повторно и произойдет переход в позитивную фазу. А затем весь процесс начинается снова.
Три биоритма являются независимыми, и ни один из них не является столь сильным, чтобы подавить два других, и поэтому они совместно влияют на нас. Однако только знания и накопленный опыт могут научить, что может случиться в тот или иной день, в каждом конкретном случае. Ведь в зависимости от взаимного расположения синусоид физического, эмоционального и интеллектуального ритмов образуется около 30 основных вариантов карт биоритмов и значительно большее число их вариаций, анализ которых позволяет наиболее полно трактовать происшедшее и прогнозировать возможное будущее.
Природа возникновения биоритмов до конца не изучена. Всем хорошо известно, что периодические процессы в природе и организме человека весьма сильно связаны со временем обращения Луны вокруг Земли. Вызвано это, прежде всего, прямым гравитационным воздействием, а также влиянием на электромагнитные свойства земной поверхности, что также отражается на активности органов человека. Огромное влияние на человека, цикличность его поведения оказывает наше светило - Солнце. Помимо этого, по мнению ученых, изменения в поведении человека, его «психическое содержание», тесно связаны с ритмичностью физиологических процессов в организме, что, в свою очередь, зависит от морфологии и функций мозга. Не случайно, современная наука считает разгадку принципа работы человеческого мозга одной из основных задач XXI века, наравне с созданием экономически обоснованного способа преобразования солнечного света в электрическую энергию и разработкой управляемой термоядерной реакции.
Несмотря на отсутствие четкого ответа о природе происхождения биоритмов, они есть и действуют независимо от того, хотим мы их признавать или нет.
Столетняя история биоритмов знает немало примеров их триумфального применения в медицине, в спорте, в профилактике несчастных случаев на производстве, на различных видах транспорта. Наиболее преуспевшими в области работы с биоритмами считаются Германия, Швейцария, Япония и США.
XXI век дает новый импульс применению теории трех ритмов, используя в качестве расчетов более точные значения каждого ритма. Современные методики анализа биоритмов уделяют внимание не только так называемым критическим дням, но и другим взаимным расположениям кривых биоритмов, которые также имеют огромное значение в нашей жизни.


Из истории применения биоритмов.
(По материалам зарубежной и отечественной прессы).

Сразу после того, как теория была сформулирована (напомню – это было в начале ХХ века), появился оживленный интерес среди европейских исследователей, особенно в Германии и Швейцарии. Главным образом этот интерес был сосредоточен в медицине, а также в предотвращении травматизма на производстве и на транспорте. Ханс Фрюех, швейцарский инженер, приводил примеры значения биоритмов в медицине и призывал врачей и инженеров в Германии и Швейцарии экспериментировать с теорией биоритмов в хирургии и для предотвращения дорожных катастроф. Влияние Фрюеха в применении биоритмов было столь велико, что известный клиницист доктор Вернер Забель писал:
«Мною установлена точность этой теории в каждом случае, который я исследовал в моей клинике. И теперь я никогда не советую моим пациентам ложиться на операцию, когда их биоритмическая позиция дает противопоказание этому. В итоге, мир науки не может больше обходиться без биоритмов».*
(* - здесь и далее - из книги Генриха Ужегова «Биоритмы на каждый день»)

Наиболее знаменитым последователем Фрюеха стал Ханс Швинг. Он собрал данные страховых компаний и швейцарского правительства по 700 несчастным случаям, и связал эту информацию с критическими днями потерпевших. В результате своих исследований он установил, что из 700 несчастных случаев, 401 случился в одиночные, двойные и тройные критические дни. Другими словами, 57% людей попавших в несчастье, испытывали критические дни.
Получив подробные данные о 300 людях, которые умерли в Цюрихе, Швинг проанализировал каждый случай с точки зрения биоритмов и установил, что 197 случаев летального исхода – или 65,7% случились в критические дни, 34,3% - в дни со смешанным ритмом. Не удивительно, что Швейцария восприняла биоритмы так серьезно. Один из коллег Швинга, д-р Вильгельм фон Гонценбах, после прочтения тезисов Ханса Швинга, сказал: «те, кто не знакомы с биоритмами, бегут с полной скоростью к опасности».*
Профессор Рейнхольд Бохов из университета Гумбольдта в Берлине, вдохновленный исследованиями Швинга, сделал биоритмический анализ 497 несчастных случаев, произошедших с рабочими на сельскохозяйственных машинах, главным образом, тракторах. Результат был ошеломляющий: 24,8% всех случаев пришлись на дни с тремя критическими точками, 46,5% - на двойные критические дни, и 26,6% случаев – в одиночные критические дни. В итоге только 2,2% несчастных случаев пришлось на дни со смешанными ритмами. Д-р Фридрих Пирхель из Базеля обнаружил, что из 204 рассмотренных им крушений швейцарских гражданских самолетов, 70% произошло в критический для пилота день. Полковник Вольфганг Карнбах из Швейцарского тренировочного центра кадетов, проанализировал 130 крушений студентов-пилотов и обнаружил, что 91 (70%) катастрофа случилась в критический день пилота.*
Швейцарский интерес к биоритмам оказался наиболее устойчивым. Исследование биоритмов получило большую поддержку в связи с развитием коммерческой авиации: жизни многих людей зависели от работоспособности пилотов, а исследователи все больше убеждались, что биоритмический анализ пилотов способен сделать очень много для того, чтобы уменьшить число катастроф. Кстати, швейцарская авиакомпания «Свиссэйр» на протяжении длительного времени использовала теорию биоритмов в своей практике. Результатом явилось то, что компания не имела ни одного несчастного случая в тех полетах, в которых применялись расчеты биоритмов.
Если швейцарцы держат пальму первенства как зачинатели практического применения биоритмов, то японцы по праву считают себя первой нацией, применившей биоритмы в больших масштабах. В 1970-х годах в Японии был основан Японский Биоритмический Центр, а после того, как теория биоритмов получила большую популярность, была создана и Японская Биоритмическая Ассоциация.
Это способствовало практически всеобщему охвату населения страны. Многие крупные японские страховые компании обнаружили, что они могут уменьшить число несчастных случаев среди своих клиентов и, следовательно, уменьшить количество страховых выплат, используя биоритмические графики. Однако самыми крупными пользователями биоритмов являются японские транспортные компании.
Одна из них - Оми, узнав об опыте муниципальных компаний Цюриха и Ганновера в этой области, решила исследовать записи собственных несчастных случаев. Из 331 несчастного случая, имевшего место с 1963 по 1968 гг., 59% произошло в критический для водителя день, или в предшествующий, или последующий за критическим, дни (называемые «полупериодический» или «полукритический» день).

В целом, биоритмы стали выдающейся особенностью жизни Японии. Практически все водители, первоначально получающие водительские лицензии, или обновив их, получают индивидуальную биоритмическую карту.
Результатом явилось резкое снижение количества несчастных случаев. А японские страховые компании, субсидируя основанные на биоритмах курсы безопасности для водителей, позаботились о том, чтобы каждый рабочий в Японии регулярно получал график своих биоритмов на месяц вперед в одном конверте с зарплатой. Разумеется, авиационные компании, предприятия и организации, обслуживающие полеты в Японии, самым серьезным образом относятся к анализу биоритмов своих пилотов и наземных специалистов.
В течение первого, раннего периода исследования и работы с биоритмами – перед началом и сразу после окончания второй мировой войны – почти все работы с биоритмами были сконцентрированы в Европе. Однако в 70-х годах ХХ столетия ситуация стала меняться. Американский исследователь Гарольд Р.Виллис, исследуя 100 несчастных случаев с участием одного автомобиля, установил, что 46% таких случаев произошло в критический для водителя день, а еще 11% - в пределах 24 часового отклонения от критического дня, что в целом дает 57%. Г.Виллис провел и медицинские исследования, проанализировав 200 смертельных случаев в больницах штата Миссури в 1973г. По его данным, 156 субъектов или 79% умерли в критические дни, за день или после критического дня. Через год он повторил свои исследования со 120 случаями по той же методике. Результат – 92%. Если суммировать оба исследования, смерть 85% людей наступила в критические или околокритические дни. По мнению Виллиса, значительное число этих утерянных жизней можно было бы спасти, предприняв специальные меры профилактики и предосторожности, особенно в отношении людей с хроническими заболеваниями. Это предупреждение звучит актуально и в наши дни.
Не менее убедительные свидетельства были получены американскими учеными, как биоритмы влияют на несчастные случаи в авиации и промышленности. В целом, по США, официальное отношение к теории длительных биоритмов было более сдержанным, чем в Японии. Однако это не означает, что большие организации в действительности не вели и не ведут работы по исследованию биоритмов. Известно, что такие структуры как Фонд Безопасности Полетов, НАСА, Совет Национальной Безопасности, Командование тактическими ВВС, Национальный Институт Психического Здоровья, Бел Телефон, Национальная Свинцовая Компания, компания Проктор и Гэмбл проявляют значительный интерес к биоритмам. Не исключено, что за этим интересом скрывается более активное применение биоритмов, чем известно широкой публике. Информация о работах в этой области стала закрытой в США на рубеже 80-х - 90-х годов прошлого столетия.
В СССР, а затем по традиции, и на всем постсоветском пространстве, отношение к теории биоритмов было, более чем сдержанным и очень напоминало отношение к генетике и кибернетике в период их становления. Впервые о теории трех биоритмов в СССР заговорили после публикации в третьем номере журнала «Наука и жизнь» за 1974 год статьи «Биоритмы и аварии на дорогах». В статье речь шла как раз о японском опыте применения биоритмов для снижения аварийности на дорогах, приводились примеры методики применения расчетов.
Влияние биоритмов человека на результаты спортивных достижений стало одним из первых практических проявлений теории биоритмов в СССР. Еще в 1978г. была опубликована брошюра А. Кикнадзе «Ветер с Олимпа», в которой высказывалось предположение, что именно благоприятное стечение биоритмов помогло Олимпийскому чемпиону Виктору Санееву установить мировой рекорд в тройном прыжке.
В. Шапошникова, работавшая в то время заместителем директора НИИ физической культуры в Ленинграде, проанализировав результаты выступления нескольких тысяч ведущих легкоатлетов мира, также увязала их результаты с влиянием биоритмов человека.
Для достижения высоких результатов на соревнованиях спортсмены должны быть в наилучшей своей форме. Однако ошибочным было бы считать, что только такие факторы как физическая подготовка спортсменов, тренировки и наставления тренера способствуют победе. Порой различие между успехом и поражением есть прямой результат взаимодействия трех фиксированных ритмов атлета, как это было у Олимпийской чемпионки Елены Исинбаевой в августе и сентябре 2009г.
18 августа 2009г. выступая в Берлине на чемпионате мира по легкой атлетике, спортсменка проиграла соревнования, даже не приблизившись к собственному достижению. Но уже через 10 дней, 28 августа 2009г. выступая в Цюрихе, Елена с блеском выигрывает поединок с планкой и устанавливает новый мировой рекорд. Менее чем через месяц, 20 сентября, выступая в Шанхае, Е. Исинбаева снова побеждает. Но без рекорда, с довольно скромным, для нее, результатом. В чем причина такого непостоянства? Ответ дают графики биоритмов спортсменки. Профессиональным спортсменам и их тренерам графики биоритмов подскажут, как регулировать нагрузку на тренировках, как готовить себя к соревнованиям, в какие дни следует ожидать высокого результата, а когда нужно поберечься от травм. Можно только сожалеть, когда тренеры и их подопечные игнорируют такие предупреждения и, как следствие, затем в течение длительного времени лечат «предупрежденную» травму. Если говорить о командных видах спорта, то учет биоритмов каждого игрока поможет спрогнозировать потенциал всей команды к намеченной дате, заранее сформировать ее состав и выстроить стратегию игры. Интересны результаты работы американского исследователя Гарольда Р.Виллиса с игроками футбольной команды. По его прогнозам, биоритмические предсказания работоспособности игроков были точны на 60%. Его студентка Иэн Кэйс, расширила эту работу. Она делала биоритмические предсказания работоспособности отдельных игроков и давала их тренеру. После игры тренер давал собственную оценку игры каждого спортсмена. Кэйс обнаружила, что метод биоритмов был точен в 77% случаев. Она также открыла, что из 13 травм, полученных игроками в течение сезона, 69% были получены в критические дни. Неизвестно, как использовал тренер рекомендации биоритмолога, но рекорд этой команды говорит об эффективности биоритмов в спорте: в 1972г. впервые эта команда стала победителем в дивизионном чемпионате. В следующем году, без сотрудничества с биоритмологом, практически в том же составе команда проиграла более половины игр.*
По-своему распоряжался биоритмическими предсказаниями работоспособности игроков тренер футбольной команды Базеля Гельмут Бентаус. Он запрещал тяжелые тренировки, когда игрок находился в негативной физической фазе и был уязвим для травм и перенапряжения. В играх он использовал информацию об игроках, чтобы усилить слабые стороны и сделать сильные части его команды более выраженными, чем обычно. При этом он не знакомил игроков с данными их биоритмов. Существуют и другие методики использования биоритмов в спортивных соревнованиях, как в одиночных, так и в командных видах спорта.
В своей работе с ведущей футбольной командой Молдовы в 2009 – 2010гг. мной был учтен и развит опыт работы Гарольда Р.Виллиса. Оправдываемость составляемых прогнозов ожидаемого качества игры футболистов (на основе анализа их графика психофизиологических потенциалов) на каждую игру, по оценке главного тренера команды, составляла в среднем 80-85%, а порой этот показатель достигал максимума. Забегая вперед, отмечу, что работа с футболистами дала очень богатый материал, полностью подтверждающий зависимость результата выступления от фактических психофизиологических потенциалов каждого спортсмена.
Использование спортивных игр в качестве модели жизненных ситуаций (стресс, деятельность в условиях ограниченного времени и т.д.) и проведение при этом анализа поведения спортсменов с позиции их психофизиологических потенциалов, оцениваемых по заранее составленным графикам (биоритмов), позволило ответить на ряд вопросов, относящихся, в частности, к сфере безопасности полетов авиации.
Автор этих заметок, имея служебный доступ к информации относительно состояния безопасности полетов в одном из авиационных соединений Вооруженных Сил СССР, с середины 80-х годов начал свои исследования по влиянию биоритмов на благополучный исход полетов. Первоначально были просчитаны более полутора сотен различных эпизодов. Расчеты подтвердили результаты, полученные нашими и зарубежными исследователями. Свыше 70% всех авиапроисшествий и предпосылок к ним, происшедших, как сейчас принято говорить, под влиянием человеческого фактора, произошли либо в критические дни, либо с отклонением от них в день – два. Тогда мы еще не знали, что методика использования при расчете целых чисел в 23, 28 и 33 дня, предложенная первооткрывателями биоритмов и их последователями, несовершенна. Лишь спустя некоторое время опытным путем была установлена необходимость использования более точного значения периодов каждого цикла. Более того, стали учитываться поправки, связанные со временем и часовым поясом рождения исследуемого субъекта. С применением новой методики результаты стали ошеломляющими. По моим расчетам, всем авиационным происшествиям, в которых имел место человеческий фактор (а он был и есть практически всегда), соответствовало определенное неблагоприятное состояние психофизиологических потенциалов (положение кривых на графиках биоритмов) членов экипажа. Еще раз подчеркиваю – всем.
Это катастрофа российского Ту-154 авиакомпании «Пулковские авиалинии» 22 августа 2006г. в районе г. Донецка (Украина). У многих членов летного экипажа были неблагоприятные биоритмические карты на этот день. Как итог: экипаж, вопреки здравому смыслу, стараясь пройти над грозовым фронтом, вышел за эксплуатационные ограничения самолета и свалил Ту-154 в штопор. Погибли 170 человек.
Подобная ситуация складывалась и с биоритмами членов экипажа Боинга-737 в Перми осенью 2008г, когда в катастрофе погибло 88 человек, в том числе и Герой России, советник Президента России генерал-полковник Трошев.
У Владимира Черных, второго пилота экипажа А-310, потерпевшем катастрофу в Иркутске в июле 2006г., кривые биоритмов свидетельствовали о крайне неблагоприятном для пилота дне. Итог – 124 погибших после нечетких действий, а точнее - бездействии экипажа, уже после посадки самолета, во время его пробега по земле!
Катастрофа Боинга-737 в Бишкеке 24 августа 2008г.
Авиационные катастрофы в Кубинке 16.08.09, когда погиб командир «Русских Витязей» Игорь Ткаченко,
в Польше 30.08.09 (Александр Морфицкий и Александр Журавлевич, экипаж белорусского самолета Су-27уб).
Гибель летчика-испытателя Римаса Станкявичуса в 1990г. в Италии.
Авария самолета Су-30МК в Ле Бурже в 1999г., совершенная летчиком-испытателем В.Аверьяновым.
Катастрофа Ту-142 в ноябре 2009г. на Дальнем Востоке.
Катастрофа индийского Боинга 22 мая 2010г.
Гибель первого Героя России генерала Суламбека Осканова 7 февраля 1992г.
Катастрофа самолета, пилотируемого Героем России, генералом Тимуром Апакидзе в июле 2001г…
Во всех этих трагедиях, в других подобных случаях, четко просматривается роль психофизиологических потенциалов человека. Все эти и другие авиационные катастрофы и аварии можно было предотвратить, если бы кто-нибудь из ответственных лиц, отвечающих за подготовку экипажей, руководствовался бы знаниями о теории трех биоритмов. И пилоты, и их пассажиры, остались бы живы.
Прежде чем вернуться к событиям, которые были приведены в начале этой работы, рассмотрим в качестве примера еще один персонаж, чьи графики потенциалов станут своего рода эталоном для дальнейшего разговора. Это Елена Исинбаева, замечательная российская спортсменка, двукратная Олимпийская чемпионка, обладательница 27 мировых рекордов. Очень надеюсь, что Елена Гаджиевна правильно воспримет всю дальнейшую информацию.

№1. Елена Исинбаева. Двукратная Олимпийская чемпионка, обладательница 27 мировых рекордов.
18 августа 2009г. в Берлине проиграла на чемпионате мира по легкой атлетике, а через10 дней, 28 августа 2009г. установила новый мировой рекорд в Цюрихе.
20 сентября, того же года, в Шанхае - выиграла соревнования. Но без рекорда.

август – сентябрь 2009
18 августа 2009г. – посткритический день физического биоритма, кривые эмоционального и интеллектуального ритмов отрицательны, что усугубляет усталое самочуствие. В этот день у любого человека могут быть неприятные события: очень трудно настроиться, реализовать свой потенциал. В этот день, выступая на соревнованиях в Берлине, спортсменка не смогла взять заявленную высоту, которая была значительно ниже ее рекордов. В итоге – обидный проигрыш на чемпионате мира.
28 августа 2009г. – день «Синдром героя»* - все три кривые сходятся во второй половине дня в критической точке, но на подъеме. Такое положение кривых потенциалов - схождение в одной точке - встречается в жизни индивидуума всего несколько раз. Чаще всего такой день воспринимается любым человеком как ощущение прилива сил, энергии, окрыленности, уверенности в себе, готовности совершить нечто великое. Но это и очень сложный, неустойчивый и травмоопасный день. С одной стороны, в этот день нужно быть максимально внимательным и сосредоточенным, делать все легко, без надрыва, с другой - ритмы проходят критическую точку и идут вверх. Все как бы говорит – надо использовать ситуацию, которая предполагает удачу. Что и произошло. Новый мировой рекорд. – 5 м 06 см. И все же, максимально Е. Исинбаева могла бы реализовать себя через неделю, 3-5 сентября, когда все ее потенциалы были достаточно велики. Мог быть еще один рекорд.
*- термин, придуманный мной для обозначения уникальной ситуации, когда все три восходящих потенциала проходят вместе т.н. критическую точку. В такой период человек предрасположен к импульсивному (героическому) поступку. Отсюда и название.
сентябрь 2009г 20 сентября 2009г. – предкритический день восходящего физического потенциала, при явном минимуме эмоционального и интеллектуального ритмов, что усугубляет усталое состояние. В этот день спортсменка совершает прыжок, который приносит ей победу. Противоречие теории биоритмов? Наоборот. Подтверждение. 20 сентября - сложный нестабильный день. Велика вероятность получения травмы. Кривая физического состояния идет вверх, это принципиально важная деталь. Такое же направление имеет и кривая эмоционального ритма. Восходящее направление физического потенциала обеспечивает его полную реализацию. Способность спортсменки мобилизоваться помогает ей уменьшить влияние низкого интеллектуального и эмоционального потенциала, но это требует максимальной мобилизации внутренних психофизиологических резервов. В процессе соревнований и выступлений присутствует «эффект состязательности», что помогает спортсменам максимально реализовать малейший положительный потенциал. В данном случае, таким потенциалом стало положительное направление кривой физического биоритма и его «околонулевое» значение. Однако этого потенциала оказалось достаточным лишь для достижения тяжелой тактической победы через промежуточные этапы, с конечным результатом 4м 85 см, но что значительно ниже ее же достижения 28 августа.
Ну и уж коль рассматриваем достижения этой Великой спортсменки, не обойдем молчанием и ее дебют после годичного перерыва.

6 февраля 2011г., турнир «Русская зима». Выступление Е. Исинбаевой.
Прогноз: Этот день для спортсменки характеризуется высоким уровнем физического потенциала, что позволяет максимально реализовать свои возможности, и достаточно низким, хотя и имеющим положительную тенденцию, интеллектуальным потенциалом, что затрудняет принятие правильного решения. Критическая точка нисходящего эмоционального ритма несет в себе негатив в виде отрицательных эмоций и не способствует полной концентрации спортсменки на результат. Существует вероятность травмы.
Реализация прогноза: Е. Исинбаева победила с лучшим результатом сезона 4м 81см. Попытка преодолеть планку на высоте 4м 91см не удалась. По мнению тренера спортсменки, новую технику выполнения прыжка, над которой они работали в течение года, пока не удалось реализовать в силу повышенной эмоциональности спортсменки: «Пока эмоции перехлестывают, и она все делает по-старому».
Рассмотрим еще несколько спортивных примеров.
№2.Евгений Малкин, хоккеист, нападающий команды «Питтсбург Пингвинз». 4 февраля 2011г. Травма колена.

Прогноз:
4 февраля – «день накануне». Кривые потенциалов проходят практически по границе с днем «синдрома героя». Этот день характеризуется как нестабильный и травмоопасный, более неблагоприятный, чем день 5 февраля, на который приходится день «синдрома героя».

Реализация прогноза:
В результате столкновения с игроком противоборствующей команды у Малкина был диагностирован разрыв передней крестообразной и внутренней боковой связок. По мнению врачей, он в течение полугода не выйдет на лед.

№3. Дмитрий Сычев, нападающий ФК "Локомотив". 7 августа 2005г. Травма колена.

Прогноз:
Период с 4 по 9 августа - травмоопасные нестабильные, крайне неблагоприятные дни. Дни повышенной опасности. В эти дни целесообразно проявлять осторожность. Качественная игра в эти дни мало кому удается. Лучше в эти дни вовсе не играть.

Реализация прогноза:
На последних минутах игры с казанским «Рубином» Сычев, выйдя один на один с голкипером "Рубина" Павлом Харчиком, перепрыгнул через него и упал на колено. В результате полученной травмы Сычев повредил крестообразные связки левого коленного сустава и надолго выбыл из строя. В отличие от предыдущего примера (№2), причиной травмы стали нескоординированные, ошибочные действия самого футболиста, произошедшие без какого - либо прямого воздействия со стороны вратаря соперника.
Последствия полученной травмы: команда в его отсутствие выбывает из Лиги чемпионов, а потом и упускает чемпионский титул, растеряв значительный очковый запас.

№4. Виталий Мандзюк, защитник ФК «Днепр» (Днепропетровск). 13 января 2011г. Травма ноги.
Прогноз:
Двойная критическая точка восходящего физического и интеллектуального ритма в сочетании с низким значением эмоционального ритма. Ситуация напоминает предыдущие графики, но один из потенциалов – в данном случае – эмоциональный имеет низкое значение. Этот день трактуется как травмоопасный, нестабильный день.
Реализация прогноза:
В ходе вечерней тренировки Виталий Мандзюк получил травму – перелом пятой плюсневой кости левой стопы. Важная деталь – произошла самотравма, т.е. причина травмы находилась в самом спортсмене.
По предварительным прогнозам врачей, восстановление Виталия Мандзюка займет полтора месяца.

Анализ рассмотренных графиков биоритмов спортсменов позволяет сделать следующие выводы:
1. День, когда восходящие кривые психофизиологических потенциалов проходят одномоментно критическую точку – «День синдрома героя» характеризуется как нестабильный, травмоопасный день. В психологическом плане это день, когда субъект ощущает себя полным энергии, уверенным в себе, и, если говорить о спортсменах, способным показать высокие результаты. Порой это удается сполна. Однако такое ощущение не всегда бывает обоснованным и не всегда реализовывается.
2. Дни, предшествующие «Дню синдрома героя», а именно: от ситуации, когда все три потенциала имеют предельно низкое значение, до дня пересечения нулевой линии (это период в 6-7 дней) характеризуются как период еще большей нестабильности и несущий в себе высокую вероятность получения травм.
3. Если кривая одного из потенциалов в рассматриваемый день занимает нижнее положение, а две других по-прежнему одновременно проходят нулевую линию (неполный «синдром героя»), то в такой день вероятность получения травмы (самотравмы) очень велика.
4. Все произошедшие события можно квалифицировать как ошибочные действия рассматриваемых субъектов, либо как их неготовность к возникшей ситуации.
5. Причиной всех наступивших событий послужило совпадение некоторых неблагоприятных факторов, среди которых постоянным и основным элементом оставался один – состояние психофизиологических потенциалов субъектов.
Так происходит у спортсменов. А как у летчиков?

№5. Чесли Салленбергер
Капитан А-320.
15.1.2009г. посадил на реку Гудзон самолет А-320 с отказавшими двигателями. Все 155 пассажиров остались живы.

В данном случае картина биоритмов напоминает ситуацию с потенциалами Елены Исинбаевой и Виталия Мандзюка: в день события два ритма – физический и эмоциональный - находятся на подъеме и проходят критическую точку. Но если у Елены Исинбаевой все три ритма идут вместе (см.№1), и это способствует рекорду, то у Мандзюка эмоциональный ритм находится практически в минимальном положении и это заканчивается травмой (см.№4).
У Чесли Салленбергера интеллектуальный ритм находится на снижении. Хоть отрицательное значение интеллектуального потенциала оказалось незначительным (по абсолютной величине), в первые моменты развития аварийной ситуации это негативно сказывалось на действиях пилота. При всем том, что 57–летний Ч. Салленбергер на момент происшествия был в отличной форме, максимально влетан (а летал он очень много и как капитан, и как инструктор), обладал огромным опытом летной работы не только как гражданский пилот (семь лет службы в ВВС на истребителях), он не сразу принял единственно правильное решение о посадке на воду. Тем не менее, он все же сумел достойно выйти из сложной ситуации и приводнил самолет без каких-либо серьезных последствий для пассажиров. По оценке специалистов, действовал он четко, спокойно и уверенно. Радиообмен вел спокойным уверенным голосом.
Еще один авиационный пример.
№6. Летчик Шевцов.
Самолет МиГ-29, 12 сентября 1990г.
Этот график очень похож на графики Виталия Мандзюка (№4) и Чесли Салленбергера (№5), но имеет еще более выраженную картину: два восходящих потенциала проходят по границе между 11 и 12 сентября, что позволяет отнести их влияние на оба дня. Интеллектуальный ритм занимает предельно нижнее положение, что свидетельствует о снижении аналитического, «мыслительного» потенциала. У спортсменов такой день чреват возможной травмой, а у летчиков? В этот день летчик ошибся с расчетом и совершил посадку до взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэродрома, не долетев несколько метров. Самолет и летчик не пострадали, поэтому данный случай был квалифицирован как предпосылка к летному происшествию. Замечу, что это был учебный полет, и у летчика не было никаких отказов техники и прочих помех для благополучного завершения полета. Т.е., причина ошибки летчика находилась только в нем самом – в его психофизиологическом состоянии и на данном графике это четко видно.
Мы рассмотрели случаи, когда два восходящих потенциала проходили критическую точку, причем в обоих случаях с летчиками (№№5,6) и со спортсменом (№4) физический потенциал (красная линия) постоянно шел по нарастающей и проходил критическую точку. А что может произойти, если два других потенциала - интеллектуальный и эмоциональный продолжат восходящее движение, а физический пойдет по нисходящей? Есть и такие примеры.
№7. Летчик Валерий Чкалов.
Самолет И-180. Первый испытательный полет. 15 декабря 1938г.

В полете произошел отказ двигателя. Летчик выполнял планирование на посадку с выключенным двигателем, вынужден был отвернуть от строения и столкнулся с наземным препятствием. Летчик погиб.
Не будем анализировать обстоятельства последнего полета этого легендарного летчика. Нас интересует график его психофизиологических потенциалов, на котором видно, что кривые восходящих интеллектуального и эмоционального потенциалов проходят критическую точку, а физический ритм устремляется вниз. В сочетании с отказом авиационной техники такое психофизиологическое состояние летчика не обеспечило благоприятный исход полета.
№8.Член летного экипажа самолета Ту-154.
Авиакомпания «Пулковские авиалинии», 22 августа 2006г.
Встретившись в полете с мощной грозовой облачностью экипаж попытался пройти ее над верхней границей облачности. Такое решение было абсолютно неверным, нелогичным и авантюрным и не было вызвано какой-то безвыходной ситуацией. В результате произошло сваливание самолета в штопор. Самолет потерпел катастрофу.

На данном графике видно, что кривые восходящих эмоционального и интеллектуального потенциалов рассматриваемого субъекта прошли критическую точку в день накануне события, при этом физический потенциал имеет предельно низкое значение. Этот график подтверждает вывод о том, что нестабильными и неблагоприятными могут быть не только дни, когда кривые психофизиологических потенциалов пересекают нулевую линию и создают т.н. «критические точки». Такими опасными могут быть и дни до и после дня критической точки. Такие дни называют «полукритическими». Нахождение одного из потенциалов в данный момент в положении ниже нулевой линии свидетельствует об усилении негативного эффекта.

Анализ всех приведенных графиков позволяет сделать еще один вывод: как у спортсменов, так и у летчиков схожие карты психофизиологических потенциалов в день события соответствовали травмоопасным дням (спортсмены), или развитию неблагоприятных авиационных ситуаций (у летчиков). При этом для «гарантированного» наступления неблагоприятных последствий не всегда обязательным являлось наличие некого неблагоприятного внешнего воздействия. Это подтверждают события №№ 4 и 6. В этих случаях источником развития неблагоприятной ситуации являлся сам индивидуум.
Таким образом, схожесть графиков изменения психофизиологических потенциалов (биоритмов) у спортсменов и летчиков, с происшедшими при этом событиями, подтверждает ранее приведенное заключение: поведение спортсменов в ходе соревновательной деятельности с позиции их психофизиологических потенциалов, оцениваемых по заранее составленным графикам (биоритмов), можно и нужно рассматривать как модель поведения и развития ситуации для людей, чья деятельность осуществляется в условиях ограниченного времени и сопряжена со стрессовыми ситуациями. В нашем конкретном случае – для летчиков.

Вернемся к началу анализа графиков психофизиологических потенциалов спортсменов (№№1,2,3) и летчиков (№№5,6,7,8). Графики №№1,2,3 внешне схожи между собой. В первом случае (№1) рассматриваемое событие – рекордный прыжок Елены Исинбаевой совпал с прохождением всех трех кривых потенциалов через нулевую линию (ситуация «Синдром героя») и все закончилось для спортсменки благополучно. Во втором и третьем случае (№№2,3) события происходили за определенный период до наступления ситуации, когда кривые потенциалов проходят через критическую точку (до наступления ситуации «Синдром героя»). В обоих случаях это закончилось травмами спортсменов.
У летчика №5 событие происходило, когда кривые физического и эмоционального потенциалов проходили через критическую точку, а кривая интеллектуального потенциала имела незначительное отрицательное значение. Действуя в условиях сложной нештатной ситуации, летчик сумел благополучно завершить полет.
У летчика №6 кривые этих же потенциалов также проходят через критическую точку в день события, но интеллектуальный потенциал имеет крайне низкое значение. Без какого-либо фактора внешнего воздействия летчик совершает ошибку – посадку самолета с недолетом до ВПП.
У летчиков №7 и №8 кривые эмоционального и интеллектуального потенциалов одновременно проходят критическую точку, а отклонение физического потенциала имеет большее отрицательное значение. При наличии фактора внешнего воздействия в обоих случаях исход был неблагоприятен.
Проводя аналогию между спортсменами и летчиками можно сделать вывод, что для всех субъектов события, происходящие в день, когда кривые всех трех психофизиологических потенциалов проходят в своем восходящем движении критическую точку («Синдром героя») могут закончиться благополучно. События, происходящие в период от 5-6 дней до дня накануне наступления «Синдрома героя» (№№2,3), могут иметь неблагоприятный исход.
Во всех приведенных примерах не рассматривалась ситуация, когда событие происходило на следующий и последующие за ним дни относительно дня «Синдрома героя». У меня есть примеры анализа таких дней из жизни футболистов той команды, с которой я сотрудничал в течение 2009-2010гг. В эти дни футболисты показывали в своем большинстве стабильную и результативную игру. Все же приведу один пример, который будет достаточно убедителен.

№9 Б.А.М., летчик-истребитель, 18-19 июня 2010г.

По этическим соображениям я не называю фамилию этого человека. В ночь с 18 на 19 июня 2010г. этот летчик перенес сердечный приступ, который едва не закончился печальным исходом. Врачи констатировали инфаркт миокарда с образованием тромба. Впоследствии тромб был ликвидирован, несколькими месяцами позже пациент перенес операцию, и все закончилось для него благополучно. На графике видно, что событие произошло после наступления ситуации «Синдром героя» и организм выстоял в борьбе с недугом.

Все эти примеры, их анализ были приведены для рассмотрения ситуации с командиром Ту-154 №101 Республики Польша Аркадиушом Протасюком (Arkadiusz Protasiuk).
№10 КВС Ту-154 №101 Республики Польша Аркадиуш Протасюк (Arkadiusz Protasiuk), 10 апреля 2010г.
Данный график показывает, что все три психофизиологических потенциала в своей динамике проходят единовременно нулевую линию (критическую точку) на границе 11-12 апреля 2010г. Рассматриваемое событие произошло 10 апреля 2010г. На основе анализа предыдущих графиков (№№2,3) можно сделать вывод, что день 10 апреля 2010г. попадает в ряд неблагоприятных дней, т.е. психофизиологические потенциалы субъекта в данный день, при определенных неблагоприятных обстоятельствах могли способствовать развитию ситуации по негативному сценарию. Иными словами говоря, данный индивидуум в какой-то, пусть четко и не определенной степени, был предрасположен к действиям, которые можно классифицировать как ошибочные. Напомню, что у спортсменов (№№2,3) эти действия привели к серьезным травмам.
Таким образом, данный график (с учетом ранее сделанных выводов на основе анализа приведенных примеров) свидетельствует, что психофизиологические потенциалы Аркадиуша Протасюка на 10 апреля 2010г. были неблагоприятными и могли вызвать ошибочные действия в его профессиональной деятельности. Более того: на основе опыта анализа авиационных происшествий, прогнозирования деятельности и травмоопасных дней спортсменов по их психофизиологическим потенциалам можно утверждать, что командир воздушного судна Ту-154 Аркадиуш Протасюк 10 апреля 2010г. был предрасположен к ошибочным действиям.
Все иные обстоятельства, имеющие отношение к Аркадиушу Протасюку - командиру воздушного судна в день 10 апреля 2010г., как вскрытые в ходе расследования катастрофы, так и ставшие известными совсем недавно, можно и нужно рассматривать как факторы, способствовавшие развитию аварийной ситуации.

Цена ошибки, и кто виноват?
В ходе расследования авиакатастрофы самолета Ту154 польского Президента были проанализированы многочисленные ошибочные действия и других членов экипажа. Эти ошибки, как было отмечено в материалах расследования, способствовали развитию аварийной ситуации. В частности, это и непринятие вторым пилотом Робертом Гживней (Robert Marek Grzywna) решительных мер по уходу на второй круг, хотя именно он подал такую команду и предпринял такие действия на высоте 60 метров. Это и ошибки штурмана экипажа Артура Зьетека (Artur Karol Ziętek) в работе с оборудованием в кабине, что привело к разности в показаниях высотомеров у командира и второго пилота, а также его преждевременный переход на отсчет высоты по радиовысотомеру, без учета фактического рельефа местности, что дезинформировало КВС об истинной высоте полета относительно ВПП аэродрома Смоленск. Весь комплекс ошибочных действий экипажа вызвал недоумение даже у польских экспертов, сослуживцев и командиров этого экипажа. Не случайно действия экипажа были оценены как «курсантская ошибка». И еще. По мнению некоторых российских экспертов в данной авиакатастрофе следует винить не экипаж, а существующую систему подготовки к полетам. Полностью с этим согласен. Но в общепринятую трактовку подготовки и контроля готовности к полетам считаю необходимым ввести анализ психофизиологических потенциалов членов экипажа на период предстоящих полетов.
Не стану утомлять читателей очередным сравнительным анализом психофизиологических потенциалов второго пилота и штурмана. Скажу лишь, что их потенциалы, в свою очередь, были неблагоприятными и несовместимыми с предстоящим полетом!
Эта катастрофа была предопределена. Речь не идет о какой-то фатальной неизбежности. Но когда из четырех членов летного экипажа, не один (чего уже было бы достаточным для такого вывода), а трое (!) располагали неблагоприятными психофизиологическими потенциалами на день полета, вероятность неблагополучного исхода возрастала многократно. Произошел своеобразный синергетический эффект, усиливший негативный фон от психофизиологических потенциалов каждого из трех членов экипажа. В сложившейся ситуации достаточным был бы какой-то мало-мальски значимый неблагоприятный фактор, чтобы произошло непоправимое. Одним из таких факторов стало несоответствие метеоусловий на планируемом аэродроме посадки. Дальше все покатилось, как снежный ком.
Было ли оказано кем-либо давление на экипаж, с целью принудить его к посадке в Смоленске? Я эту версию не поддерживаю.
Во-первых, со стороны Главного пассажира никаких подобных действий не было. Наоборот, он никак не мог принять решение: где же садиться? Такие действия Главного пассажира также подтверждаются его психофизиологическими потенциалами на тот день. Как раз отсутствие четкого решения о месте выполнения посадки со стороны руководства подтолкнуло командира экипажа к спонтанному и ни с кем не согласованному решению на выполнение попытки посадки на аэродром Смоленска.
Во-вторых, я склонен верить Томашу Петржаку, бывшему командиру президентского авиаполка, который полностью исключил версию о возможном давлении на пилота со стороны президента. Да и события августа 2008г. можно трактовать по-разному, в зависимости от имеющейся информации о том инциденте.
И еще, о решении КВС на выполнение посадки в Смоленске: не надо забывать, что командир Ту-154 был польским офицером, и он очень хорошо знал, на какое мероприятие летит делегация во главе с Президентом Польши. Считаю это обстоятельство существенным фактором, способствовавшим принятию капитаном Аркадиушом Протасюком решения о посадке на аэродроме Смоленск.
Было ли оказано давление на экипаж со стороны Главкома ВВС Польши? Даже с учетом возможного разговора на повышенных тонах с капитаном А. Протасюком, перед вылетом 10 апреля 2010г. в Смоленск, о чем сообщила польская пресса, такое давление маловероятно.
Можно ли расценивать сам факт присутствия генерала Анджея Бласика в кабине пилотов в последние минуты полета как фактор давления? Думаю, нет. Мотив его присутствия в кабине был совсем другой. Не зря же в материалах расследования МАКа указано на безучастность и непринятие мер генералом Бласиком по предотвращению неправильных действий экипажа, хотя, скажи он хоть одно слово, и мнение комиссии было бы совершенно другим.
Это сейчас, после случившегося, мы говорим о неправильных действиях экипажа. А если бы самолет все же благополучно приземлился? Вспомнил бы кто-нибудь о том, что экипаж выполнил посадку в условиях ниже минимумов погоды аэродрома и командира воздушного судна? Были бы предприняты какие-нибудь меры к экипажу со стороны ГРП аэродрома Смоленск, или со стороны непосредственных начальников экипажа? Сел же польский Як-40 несколько раньше, несмотря на прямое указание РП на аэродроме Смоленск о необходимости его ухода на второй круг! Реально это была команда, запрещающая посадку. Как отреагировал экипаж Як-40? Никак. Он выполнил посадку. Это, между делом, к разговору о том, что РП должен был запретить посадку Ту-154. Но он ее и так не разрешал!
Я не вправе давать оценку действиям группы руководства полетами на аэродроме Смоленск. Но очевидно, что назрела необходимость внесения корректив в действующие нормативные документы, определяющие правила полетов в воздушном пространстве РФ иностранных воздушных судов.
Вернемся к действиям экипажа в последние минуты полета Ту-154. Хоть единоличное решение командира воздушного судна А. Протасюка на выполнение попытки посадки в Смоленске не было оглашено и стало полной неожиданностью для остальных членов экипажа (напомню, это произошло на высоте менее 60м), внешне экипаж до последней секунды действовал уверенно, слажено и спокойно. Такую картину слаженной работы экипажа наблюдал генерал А. Бласик, стоя за пилотскими креслами. И так же, как экипаж, он был уверен в благополучном исходе полета. А молчаливое присутствие, как согласие (подчеркиваю – согласие, а не давление) Главкома ВВС было для КВС А. Протасюка дополнительным фактором, подтверждающим правильность его решения.
Кого же обвинить в данной катастрофе? Экипаж? Я приводил примеры травмирования спортсменов. Можно ли их обвинить в этом? Можно ли сказать, что эти и многие другие спортсмены сознательно наносили себе травмы или осознанно получали их в единоборстве? Сама такая постановка вопроса вызывает недоумение. Никому и в голову не придет так рассуждать. Так получилось. И все.
Конечно, спортсмены не виноваты, хотя в основе этих их травм или самотравм лежат их же ошибочные действия, в свою очередь вызванные их, спортсменов, неблагоприятным психофизиологическим состоянием, которое можно было заранее выявить и предотвратить. Но, если мы не виним спортсменов в том, что они получили травмы, или показали низкий результат на соревнованиях (что тоже в значительной степени определяется состоянием все тех потенциалов), почему могут быть виноваты пилоты, если их психофизиологическое состояние в этот день не позволяло им заниматься их профессиональной деятельностью, но сами они этого не знали и никто другой об этом их не предупредил?
Можно ли вообще говорить о вине экипажа, если психофизиологическое состояние обоих пилотов и штурмана, как составная часть их здоровья, не соответствовала требованиям, обеспечивающим, в целом, безопасный исход полета?

10 апреля 2010г. под Смоленском произошла страшная трагедия. В этой трагедии погибли граждане Республики Польша, но боль и горечь от происшедшего не имеет национальных границ.
Поздно посыпать голову пеплом, безвременно погибших не вернешь. Так может быть эта катастрофа станет одной из последних, вероятность наступления которой была очевидна заранее, еще до запуска двигателей, за день, за неделю, но которая все же произошла?
Я обращаюсь ко всем руководителям, в чьей власти разрешать полеты летчиков, пилотов государственной и гражданской авиации. Обратите внимание на существующую более ста лет теорию биоритмов человека. Используйте ее потенциал для сохранения жизни тех, кто сегодня подымается в небо, и жизней тех других, которые верят, что на борту их ждут профессионально подготовленные и здоровые во всех отношениях члены экипажа.
Я обращаюсь ко всем своим коллегам, кто сегодня еще подымает в воздух свои крылатые, или винтокрылые машины. Думайте о себе, о своих семьях, о своей работе. Ведь никто из тех, чьи имена я привел в списке, и многие те, чьи не указал, не готовили себя к такой печальной участи. И главное – ее, эту участь, реально можно было избежать. Не ждите, пока прокрутиться колесо чиновничьей машины и сверху вам спустят приказ. Изучайте методику прогнозирования, следите за своими показателями, своими биоритмами и будете летать очень долго.
Я обращаюсь к женам всех пилотов и летчиков. В ваших руках сохранение жизней ваших мужей. Не пренебрегайте тем, что может остановить наступление страшной беды.
Со своей стороны, готов поделиться со всеми заинтересованными в этом своими знаниями и опытом в этой области.


Вместо эпилога.
Кому еще нужно знать о своих биоритмах, и как к ним относиться?


В известной формуле «экипаж – самолет - среда» допустим отказ техники, какой бы надежной она не была бы. Возможно, и допустимо изменение состояния среды, не позволяющее выполнять полет в данном месте, в данный момент времени (грозовая облачность, обледенение, сильная болтанка, туман и т.д.). Но первая составляющая этой формулы - «экипаж», должна быть постоянно надежной и обеспечить безопасное завершение любого полета. Если же из трех компонентов этой формулы отказывает эта ее часть – быть беде.
Психофизиологические потенциалы – часть, показатель общего здоровья человека. Как известно, в полет должен выпускаться только здоровый экипаж. Открытые в начале ХХ века биоритмы даже в те времена, при всем несовершенстве методик расчета и используемых параметров буквально потрясли весь мир и спасли тысячи жизней. И сегодня нет более совершенного механизма, позволяющего посмотреть в будущее и с достаточно большой долей уверенности сказать, что ждет носителя, владельца этих потенциалов сегодня, завтра или через полгода. В моей «коллекции» психофизиологических потенциалов, насчитывающей более двух тысяч расчетов, есть достаточно примеров, подтверждающие эти слова. Некоторые из них я приведу попозже. Завершая разговор об авиации, предлагаю еще раз посмотреть приведенный выше список имен и событий, когда из-за фактического нездоровья летчиков или членов экипажа, никем не выявленного, оборвались их жизни и жизни людей, находившихся на борту воздушного судна.

Кому же еще нужно знать о своих психофизиологических потенциалах (биоритмах)? Если коротко - всем.
О том, что профессиональным спортсменам и их тренерам графики биоритмов подскажут, как регулировать нагрузку на тренировках, как готовить себя к соревнованиям, в какие дни следует ожидать высокого результата, а когда нужно поберечься от травм, речь уже шла. Но на основе «прочтения» графиков психофизиологических потенциалов спортсменов их тренерам могут быть выданы и рекомендации по проведению специальных мероприятий, с целью корректировки ситуации, прогнозируемой на день соревнований или игры. Кроме того, карты психофизиологических потенциалов (биоритмов) могут предупредить и упредить случаи внезапных смертей у спортсменов, что, к сожалению, имеет место быть в последнее время.
Крайне важно учитывать динамику своих психофизиологических потенциалов (биоритмов) тем людям, чья профессия несет в себе элементы риска. Прежде всего - это водители различных транспортных средств, в том числе и автолюбители. Ежегодно в мире от дорожно-транспортных происшествий погибает свыше 1млн. человек. По данным Всемирной организации здравоохранения в 1990 году дорожно-транспортный травматизм был на девятом месте среди причин глобального бремени болезней, а по прогнозам этой организации, в 2020 году он будет на третьем месте, составляя 16% потерь активных лет жизни!
В России, например, с середины 90-х годов смертность от всех видов транспортных травм имеет устойчивую тенденцию к росту. С 2000г. в стране ежегодно происходит около 175 тыс. ДТП, в которых получает травмы 225 тыс. человек и погибает около 35 тыс. человек. Смерть каждого из них связана либо с негативной картой собственных биоритмов, либо с неблагоприятными психофизиологическими потенциалами виновника ДТП. Экономический ущерб от ДТП в России достиг 4-5% от валового национального продукта. Как здесь не вспомнить пример Японии? Наверное, есть смысл задуматься о целесообразности применения теории трех биоритмов в профилактике аварийности на дорогах, учитывая, что затраты по ее внедрению ничтожно малы.
Главный акцент этой статьи - необходимость контроля состояния психофизиологических потенциалов экипажей воздушных судов. В полной мере это относится и к специалистам наземных служб, готовящим самолеты на земле. Это напрямую касается и диспетчеров служб УВД (управления воздушным движением), контролирующих и управляющих полетами воздушных судов. Широкой общественности становятся известными только те ошибки этих специалистов, которые приводят к трагедии, как это было в ночь на 2 июля 2002г. над Боденским озером. А сколько инцидентов, едва не закончившихся подобным печальным финалом, осталось «за кадром»?
А разве мало примеров, когда машинисты поездов продолжали движение, вопреки запрещающему сигналу семафора и это приводило к столкновениям с другими поездами?
Чернобыльская авария, продолжающая вести счет своим жертвам, во многом обязана своим порождением ошибочным действиям операторов, проводившим свой эксперимент в нештатном режиме работы станции.
Без учета психофизиологических потенциалов не обойтись специалистам, которым по роду своей деятельности приходится действовать в экстремальных условиях: сотрудникам МЧС, службы скорой помощи. Неблагоприятные биоритмы могут сказаться не только на их самочувствии, но и на их жизни (к сожалению, такой пример у меня тоже есть), а также на жизнях тех людей, кого им предстоит спасать в этот день. Например, если речь идет о пожарных или горных спасателях. И здесь роль индивидуальных биоритмов спасателя становится соизмеримой с биоритмами члена экипажа воздушного судна, за спиной которого десятки человеческих жизней.
В полной мере это касается и врачей, планирующих и выполняющих те или иные операции, и больных, которым эти операции предстоит сделать.
Использование страховыми компаниями графиков биоритмов своих клиентов, с одной стороны, запустит реальный механизм страхования этих клиентов от несчастных случаев любого рода. С другой стороны, это позволит страховщикам значительно поднять прибыльность своего бизнеса, сократив страховые выплаты, так как применение их клиентами индивидуальных биоритмических графиков неминуемо приведет к сокращению самих страховых случаев.
График психофизиологических потенциалов укажет бизнесмену, когда ему лучше всего вести переговоры, чтобы добиться успеха. В полной мере это касается политических деятелей и дипломатов. Знание своих биоритмов поможет политику или кандидату в политики правильно организовать и провести свою предвыборную кампанию, сохранить на высоком уровне свое паблисити.
А будущему отпускнику биоритмы подскажут, когда в этот отпуск следует идти, как себя вести в этот период времени или, наоборот, порекомендуют отказаться от долгожданной поездки на экзотический курорт.
В своем большинстве мы относимся к собственному здоровью поверхностно и обращаемся к врачам, когда, что называется, «припечет». Существует старая истина, гласящая, что болезнь лучше упредить, чем лечить. Если вы хотите следить за своим здоровьем, график ваших психофизиологических потенциалов четко укажет, когда у вас будут хорошие, а когда неблагоприятные дни. Особенно это важно для людей, уже имеющих различные хронические заболевания. В такие дни нужно будет уменьшать как физическую, так и иную нагрузку, а может быть и вовсе побыть дома. Использование графиков индивидуальных психофизиологических потенциалов поможет не только избежать болезней, но надежно гарантирует сохранение хорошего здоровья и достижение долголетия.
Самой актуальной в мировой медицине считается проблема внезапной смерти, связанной с сердечными приступами. Известны случаи, когда внезапно умирают водители, управляющие автобусом во время движения, пилоты за штурвалом гражданских самолетов в воздухе. Только в России ежегодно умирает по непонятным причинам до 200 тыс. человек. Учет психофизиологических потенциалов человека может принципиально изменить эту печальную статистику.
Регулирование своего поведения, с учетом собственных психофизиологических потенциалов надежно оградит любого человека от неприятных неожиданностей, от так называемых несчастных случаев «на ровном месте», от конфликтов на работе, дома, причина которых, чаще всего, заложена в нас самих – в текущем положении наших психофизиологических потенциалов.

Одно дело – читать о чужих биоритмах, о том, как хорошая или печальная статистика подтверждает теорию биоритмов. Совсем другое – когда речь идет о собственном графике, рассчитанном на какое-то время вперед, с критическими точками и замысловатыми переплетениями физического, эмоционального и интеллектуального потенциалов. Как к этому относиться?
Прежде всего, надо четко понять: психофизиологические потенциалы – это то, что существует в нас постоянно, помимо нашего желания. Рассчитанные графики психофизиологических потенциалов лишь информируют о том, как будет меняться тонус организма в те или иные дни, то есть, говорят об изменении состояния организма. Чтение графиков психофизиологических потенциалов - это не гадание, не астрологический прогноз. Это информация, хранящаяся в нас и говорящая о нас самих в любой момент времени нашей жизни: в прошлом, настоящем и будущем. Можно игнорировать ее, но ситуация от этого не изменится. Зачем же уподобляться страусу?
Образно говоря, если вы работаете в библиотеке, то самое страшное, что вас ждет, в случае совпадения двух, и даже трех критических точек ваших потенциалов в один день - это уронить себе на ногу книгу или забыть оформить чей-то читательский билет. Совсем иначе обстоит дело, если вы, к примеру, управляете автомобилем, локомотивом, поездом метрополитена, да еще в каких-либо неблагоприятных условиях (например, погодных). Невнимательность, нарушение последовательности действий, вызванные какими-то внешними вводными (обстоятельствами) в сочетании с вашими, не самыми лучшими индивидуальными биоритмами в этот конкретный день, могут привести к развитию аварийной ситуации с самыми тяжелыми последствиями.
Так, к примеру, произошло с известной певицей Ириной Салтыковой 22 апреля 2010 г., когда она без видимых причин на своем «Бентли» «въехала» в багажник впереди стоящей «Мазды». В итоге пострадали четыре автомобиля. А неделей раньше не менее известная телеведущая Фекла Толстая тоже попала в ДТП. Знай, они о своих биоритмах в эти дни, вряд ли бы сели за руль.
Еще одна телеведущая – Елена Ханга при парковке 15 мая 2010г. слегка «цепляет» своей машиной рядом стоящую. Интересно, но график ее психофизиологических потенциалов в этот день практически полностью совпадает с графиком одного известного летчика – испытателя на 8 июня 1989г. В этот день он за секунды до наступления рокового момента успел покинуть неуправляемый самолет на предельно малой высоте. И кривые потенциалов на его графике это объясняют. Но так бывает, к сожалению, не всегда. В неблагоприятные психофизиологические дни время реакции водителей на складывающуюся дорожную ситуацию может увеличиваться, хотя, до наступления вдруг происходящего события, это никак не проявлялось. Или, вместо педали тормоза, почему-то нажимается педаль газа. Или, что еще страшнее, машину почему-то выносит на встречную полосу движения. Так погиб в октябре 2009г. Юрий Рязанов, гимнаст, бронзовый призер чемпионата мира 2009г. Что же, не садиться за руль? Совсем нет. Но там, где вчера можно было слихачить, пойти на резкий маневр или обгон, сегодня нужно вести себя спокойно и сдержанно. Ну, а если нет уверенности в себе – лучше воспользоваться в этот день общественным транспортом.
Специалисты в области психофизиологических потенциалов (их еще называют биоритмологами) предупреждают и рекомендуют не прибегать к другой крайности: будучи информированными о неблагоприятной «биоритмической дате» некоторые, чересчур мнительные граждане, живут в такие дни ожиданием фатальной неприятности. Психологи называют такое состояние притягиванием ситуации, или говоря научным языком, нейролингвистическим самопрограммированием (НЛП). Этого делать категорически нельзя. Польза от уведомления о фактической картине психофизиологических потенциалов превращается во вред. Единственно разумное поведение в такие дни – все делать как обычно, разве что в несколько замедленном темпе, более спокойно и внимательно. Правда, существуют и такие дни, когда управление любым транспортным средством или другая ответственная (сопряженная с опасностью) деятельность категорически противопоказана в связи с высокой вероятностью неблагополучного исхода. Но таких, крайне неблагоприятных дней, мало.
Что же касается людей ответственных профессий, от исполнения обязанностей которыми зависит жизнь других, то здесь рекомендация только одна – быть предельно собранным и готовить себя к работе в такой день заранее.
Главное - помнить и осознавать, что информация о психофизиологических потенциалах того или иного дня, и то, как ею воспользоваться, целиком и полностью зависит только от нас. Цена решения может быть самая высокая - сама жизнь.
Леонид Кайдалов,
http://lkaidalov.blogspot.com/
E-mail: l.kaidalov@yandex.ru
Об авторе.
Кайдалов Леонид Алексеевич. Образование: высшее военное – Военно-политическая Академия (1990г), высшее гражданское – Санкт-Петербургская Академия гражданской авиации (1995г).
С 1970г. по 1992г. – служба в Военно-Воздушных Силах, авиации Военно-морского Флота СССР, РФ. Военный летчик 1-го класса.
1992 – 2008гг. – работа в структурах гражданской авиации Приднестровья, Молдовы, РФ. Работа в авиационных консалтинговых компаниях.
С 2009г. – на преподавательской работе.


стр. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 


НАШИ КОНТАКТЫ
Координаты Фонда:

125167, Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 3
Тел.: (915) 218-56-58

Электронная почта

Учебные заведения ГА

Подготовка кадров ГА - одна из наиболее острых проблем отрасли. Отрасли остро не хватает пилотов, кадров инженерно-технического профиля, диспетчеров по УВД, профессиональных техников.
В текущем году авиационные учебные заведения страны увеличивают прием студентов.

Информационное агентство Российская авиация и космонавтика

Поставка авиационно-технического имущества

Denzy


Союз авиапроизводителей

кубок «АВИА 2014»


ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Главная | О Фонде | Дела и планы Фонда | Cовещания и конференции | Новости СМИ | Статьи в прессе | Авиаторы шутят | Форум | Реклама
Новости гражданской авиации и авиакомпаний | Фонд «Партнёр гражданской авиации» | Карта сайта

Материалы об авиакомпаниях:

Авиакомпании в Фонде «Партнёр гражданской авиации»
Новости СМИ об авиакомпаниях | Статьи в прессе об авиакомпаниях | Авиакомпания «Россия» | Авиакомпания «Аэрофлот» | Авиакомпания «Атлант-Союз»
Типы бюджетных авиакомпаний | Как правильно выбрать авиакомпанию? | Обязанности авиакомпании при задержке рейса | «Черный список» авиакомпаний