|
Это предложение содержится в утвержденных на заседании Комитета рекомендациях по итогам прошедшего 13 марта 2008 года «круглого стола»: «Состояние авиационной деятельности в РФ и пути совершенствования ее законодательной базы».
«Круглый стол» был организован Комитетом по транспорту и Межфракционным депутатским объединением (МДО) «Авиация и космонавтика России» по инициативе и активном участии Фонда «Партнер гражданской авиации».
«Подготовленный документ амбициозен и, надеюсь, вызовет широкую дискуссию, результатом которой станет принятие реальной программы вывода отечественной авиации из кризиса», - отметил по итогам обсуждения Председатель Комитета по транспорту Сергей Шишкарёв.
«Нынешнее состояние отечественной авиации не отвечает имеющемуся потенциалу, и именно по этой причине Комитет поставил перед собой задачу исправить ситуацию. Опираясь на широкий круг экспертов Комитет , обеспечит законодательную поддержку развития авиационного комплекса России», заявил Сергей Шишкарев.
Сейчас полномочия и ответственность за состояние дел в авиационной деятельности оказались разделенными между полномочными органами в области эксплуатации авиационной техники и использования воздушного пространства (Минтранс, Минпом, Росавиация, Ространснадзор, Роспром, Росаэронавигация и Межгосударственный авиационный комитет). Однако по стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), членом которой является Россия, за состояние безопасности полетов несет ответственность государство.
В этой связи в Рекомендациях предлагается создать в области надзора единый федеральный орган исполнительной власти. Он должен осуществлять надзор за обеспечением безопасности полетов в экспериментальной и гражданской авиации, за организацией воздушного движения, за организацией и расследованием авиационных происшествий, за летной годностью гражданских воздушных судов и авиационных двигателей, за ведением государственных реестров экспериментальной и гражданской авиации.
Комитет рекомендует рассмотреть вопрос о создании самостоятельных федеральных органов исполнительной власти, имеющих полномочия в области гражданской авиации и использования воздушного пространства, а также в авиационной промышленности.
Рекомендуется «в кратчайшие сроки обеспечить разработку основ государственной политики в области авиационной деятельности на средне- и долгосрочный период», принять «неотложные меры к существенному снижению влияния на рост тарифов авиаперевозок цены авиационного топлива», доля которой в себестоимости авиаперевозок уже превысила 40%, что значительно превосходит показатели зарубежных авиакомпаний». Предлагается компенсировать за счет господдержки рост цен на авиатопливо при эксплуатации российскими перевозчиками отечественных воздушных судов на внутренних линиях.
Комитет рекомендует использовать в России международную практику компенсаций государством финансовых затрат, возникающих при эксплуатации национальными авиаперевозчиками воздушных судов отечественного производства, в первую очередь на внутренних линиях. Предлагается отменить НДС на воздушные суда, снизить налог и (или) арендные платежи на землю, как для авиационной промышленности, так и для гражданской авиации. Имеется в виду наземная инфраструктура авиационного комплекса, поскольку занимаемые площадки производства и аэропортов несопоставимы с другими отраслями экономики, а налоги рассчитываются по тем же правилам.
Предложено обеспечить государственную финансовую поддержку на этапах доведения и сертификации перспективных моделей воздушных судов и авиационных двигателей.
Комитет считает целесообразным «стимулирование через льготные государственные кредиты и лизинговые схемы массовой закупки отечественной авиационной техники».
В рекомендациях отмечается, что сейчас в России «практически не определены технический облик перспективных воздушных судов малой авиации, оптимальный типоразмерный ряд и вопросы унификации воздушных судов двойного назначения». Для нужд гражданской авиации нет проектов учебных воздушных судов с тренажерными комплексами для первоначального обучения, нет механизма формирования государственного заказа авиационной техники.
К Рекомендациям, изложенным на 10 листах, приложен перечень приоритетных проектов Федеральных законов в области авиационной деятельности, которые необходимо разработать и внести в Государственную Думу. В этом списке названы четыре новых законопроекта и предложения по внесению изменений и дополнений в 16 действующих Федеральных Законов.
Рекомендации направлены для рассмотрения и обсуждения высшему руководству страны, в Правительство, Федеральное Собрание РФ, Совет безопасности, Счетную палату, Министерство транспорта, Министерство обороны, в другие федеральные органы исполнительной власти.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИТОГАМ РАБОТЫ «КРУГЛОГО СТОЛА»
на тему:
"СОСТОЯНИЕ АВИАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЕЁ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ»
Дата проведения: 13 марта 2008 г.
Место проведения: г. Москва,
Государственная Дума
Федерального собрания
Российской Федерации
Заслушав доклады и выступления на «круглом столе», организованном Комитетом по транспорту Государственной Думы и Межфракционным депутатским объединением «Авиация и космонавтика России» при участии представителей Комитета по обороне и Комитета по промышленности по вопросу "Состояние авиационной деятельности в Российской Федерации и пути совершенствования её законодательной базы" по результатам обсуждения и представленным материалам,
УЧАСТНИКИ «КРУГЛОГО СТОЛА» ОТМЕЧАЮТ:
1. Авиационный комплекс России входит в число наиболее наукоёмких высокотехнологичных системообразующих секторов экономики страны. Без него невозможно решение ряда важных государственных задач, в том числе:
- оборонных и социально-экономических, развития науки, техники и новейших технологий;
- защиты государственных интересов на мировом рынке авиационных товаров и услуг, с обеспечением необходимого потенциала, адекватного возможностям России в рамках международного разделения труда;
- соблюдения обязательств и договоренностей Российской Федерации, предусмотренных в международных договорах и соглашениях в вышеуказанных областях;
- безопасного, доступного и качественного обеспечения потребностей граждан и субъектов экономической деятельности России авиационными услугами.
2. По мнению участников «круглого стола», к числу проблем, усугубляющих кризисную ситуацию в сфере авиационной деятельности, относятся:
- отсутствие законодательно определённой государственной политики в области авиационной деятельности на среднесрочную и долгосрочную перспективы;
- недостаточное совершенство существующих правовых механизмов государственного регулирования, что, в частности, прямо сказывается на безопасности полетов;
- неэффективность действующей системы административной организации авиационной деятельности и её несоответствие стандартам и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО), членом которой является Российская Федерация;
- отсутствие четкой государственной стратегии в деятельности российской авиационной промышленности, определении её места и роли, в том числе и на международном рынке поставок авиационной техники;
- снижение объемов авиационных перевозок на местных воздушных линиях, особенно в труднодоступных районах, при обнадёживающих показателях устойчивого роста объемов авиатранспортного рынка России в целом;
- все менее, соответствующая доходам большинства населения страны, ценовая доступность авиационных услуг;
- неопределённость в определения состава модельного ряда воздушных судов отечественного производства, наряду с отсутствием системного подхода при внедрении авторского сопровождения (послепродажного обслуживания) воздушных судов отечественного производства, находящихся в эксплуатации;
- не применение более эффективных форм экономической поддержки (международная практика) национальной авиационной промышленности (экспортные субсидии, льготное государственное кредитование, разновидность лизинговых схем, отсрочки платежей и другое);
- наличие многочисленных случаев применения в эксплуатации отечественной авиационной техники некондиционной авиационно-технической продукции;
- определенное дистанцирование науки от производственной сферы и самих отраслей;
- отсутствие должного государственного подхода к оценке и сохранению потенциала интеллектуальной собственности;
- критический уровень кадрового обеспечения во всех сегментах авиационной деятельности;
- ряд несоответствий системы подготовки и закрепления кадров в сфере авиационной деятельности на фоне критического уровня кадрового обеспечения;
- неэффективность аэропортовой деятельности по причине отсутствия единого субъекта правовых взаимоотношений в российских аэропортах, а также недостаточного совершенства действующей налоговой системы в этой области;
- несовместимость положений Федерального закона от № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (от 27.12.2002г.) с действующей в экспериментальной и гражданской авиации отечественной системой авиационных стандартов и федеральных авиационных правил, предусмотренных воздушных законодательством Российской Федерации;
- недостаточная оперативность при подготовке соответствующими федеральными органами исполнительной власти изменений в действующие федеральные законы.
3. Дополнительные проблемы создают всё более усложняющиеся условия выполнения международных полетов и возрастающая конкуренция на международном авиатранспортном рынке.
4. Непринятие кардинальных мер по решению вышеуказанных проблем порождает и усугубляет кризисную ситуацию в сфере авиационной деятельности, создает угрозу национальной безопасности государства, не позволяет эффективно функционировать её гражданской и государственной авиации.
5. Вместе с тем необходимо отметить, что сохранившийся научно-технический и производственный потенциалы авиационного комплекса всё ещё обеспечивают возможности создания современной авиационной техники, развития машиностроительных, приборостроительных, металлургических и других смежных отраслей промышленности, дающих право России причислять себя к ведущим авиационным державам.
Участники Круглого стола полагают, что Авиационный комплекс России имеет возможности и должен стать тем эффективным сектором высокотехнологичного производства и предоставления услуг, который, обеспечивая безопасность и обороноспособность страны, стимулирует развитие других секторов экономики и генерирует устойчивый и качественный рост политико-экономического могущества России.
УЧАСТНИКИ «КРУГЛОГО СТОЛА» РЕКОМЕНДУЮТ:
I. В области законопроектной деятельности
В 2008 г. рассмотреть во втором чтении внесённый в Государственную Думу ФС РФ Правительством РФ законопроект «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними».
Предусмотреть в планах законопроектной деятельности законодательной и исполнительной власти разработку новой редакции Воздушного кодекса Российской Федерации, а также законодательного акта, определяющего нормы авиационной и иной деятельности аэропортов и развития аэродромной сети.
Внести в установленном порядке на рассмотрение Государственной Думы ранее направленных в Правительство Российской Федерации предложений Минтранса России и Минпромэнерго России о выводе из сферы действия Федерального закона «О техническом регулировании» №184-ФЗ (от 27.12.2002г.) область авиационной деятельности.
В рамках государственной политики определить порядок приобретения организациями и авиакомпаниями страны зарубежных воздушных судов и комплектующих изделий, не имеющих отечественных аналогов.
В целях объективной оценки эффективности авиационной деятельности и подготовки рекомендаций, учитывающих необходимость оптимизации состава парка гражданских воздушных судов в стране, обеспечения необходимого уровня авиаподвижности населения, грузовых авиаперевозок, соотношения тарифов на авиаперевозки и доходов граждан, практиковать создание и работу экспертных рабочих групп при комитетах Государственной Думы.
Внести изменения в Федеральный Закон «О финансовой аренде (лизинге)» № 164-ФЗ (от 29.10.98г.) в части условий реализации операционного лизинга авиационной техники.
Рекомендовать Межфракционному депутатскому объединению совместно с Комитетом по транспорту Государственной Думы и его Экспертному совету:
- организовать на постоянной основе с привлечением экспертов из числа учёных, представителей промышленного, финансового и транспортного бизнеса системную работу в подготовке материалов по правовому и информационно-аналитическому обеспечению фракций и депутатов Государственной Думы, а также заинтересованных субъектов авиационной деятельности и особенно касающихся законопроектов, необходимых для повышения эффективности и безопасности авиационной деятельности;
- содействовать созданию и функционированию информационной системы для пользователей - субъектов авиационного комплекса, включая мониторинг законодательных инициатив и действенности уже принятых законов в сфере авиационной деятельности.
Перечень приоритетных проектов федеральных законов в области авиационной деятельности прилагается.
II. В области оптимизации системы государственного управления, регулирования и контроля авиационной деятельности
Принимая во внимание, что полномочия и ответственность за состояние дел в авиационной деятельности оказались разделёнными между уполномоченными органами в области гражданской и экспериментальной авиации, а также использованию воздушного пространства (Минтранс России, Росавиация, Ространснадзор, Минпромэнерго России, Роспром, Росаэронавигация и Межгосударственный авиационный комитет), а также, что по стандартам ИКАО за состояние безопасности полетов несет ответственность государство, представляется целесообразным:
1. Создать единый в области надзора федеральный орган исполнительной власти, наделив его следующими основными функциями государственного надзора:
- за обеспечение безопасности полетов в экспериментальной и гражданской авиации;
- за организацией воздушного движения;
- за соответствием сертификационным требованиям, определенных воздушным законодательством Российской Федерации, субъектов и объектов авиационной деятельности;
- за организацией и расследованием авиационных происшествий;
- по вопросам летной годности гражданских воздушных судов и авиационных двигателей;
- за ведением государственных реестров экспериментальной и гражданской авиации.
Предусмотреть создание подведомственных предлагаемому федеральному органу исполнительной власти следующих государственных учреждений:
- «Росавиарегистр» с функциями сертификации типа воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов и их производств, а также международных аэропортов, категорированных аэродромов, воздушных трасс и их оборудования;
- «Авиационная исследовательская лаборатория» с функциями независимых исследований полетной параметрической и акустической информации, динамики полета, влияния факторов летной и технической эксплуатации, выработки рекомендаций.
Указанные предложения, при их реализации, потребуют пересмотра ряда решений Правительства Российской Федерации в части делегирования вышеуказанных функций другим уполномоченным органам.
2. Предусмотреть создание двух федеральных органов исполнительной власти единственно уполномоченных в области:
- гражданской авиации и использования воздушного пространства;
- авиационной промышленности (экспериментальной авиации).
Наделить их надлежащими функциями и финансовыми ресурсами с правом:
- определения государственной политики в своих областях;
- государственного и нормативного правового регулирования;
- осуществления всеобъемлющего оперативного инспекционного контроля обеспечения безопасности полетов и производства, а также проведения профилактических мероприятий;
- охраны окружающей среды от неблагоприятного воздействия авиации;
- организации кадрового строительства по категориям авиационного персонала и системы их подготовки;
- организации системы научного сопровождения деятельности отраслей.
3. Предусмотреть практические меры по реализации Указа Президента Российской Федерации № 217 от 20 февраля 2008г. «О национальном центре авиастроения», решений о создании Объединенной авиастроительной корпорации и Государственной корпорации «Ростехнология», предусматривающие сохранение в качестве юридических лиц зарекомендовавших себя во всем мире отечественных:
- государственных научных центров: ЦАГИ, ЦИАМ, ЛИИ, ВИАМ, ГосНИИАС;
- научно-исследовательских институтов НИАТ, НИИЭАП, НИИСУ, СибНИА, НИИАО;
- конструкторских школ Микояна, Туполева, Ильюшина, Сухого, Бериева, Мясищева, Миля, Камова,
включая систему подготовки летных испытаний, а также сохранение здоровой внутренней конкуренции между авиапроизводителями.
III. В области повышения в России эффективности функционирования авиационной деятельности
при главенствующей роли государства
Считать целесообразным:
1. В кратчайшие сроки обеспечить разработку основ государственной политики в области авиационной деятельности на среднесрочный и долгосрочный периоды.
2. Принять оперативные, энергичные меры к существенному снижению влияния на рост тарифов на авиаперевозки цены авиационного топлива, доля которой в себестоимости авиаперевозок, уже превысила 40% (в зарубежных авиакомпаниях этот показатель, как правило, вдвое ниже).
3. Принять меры к созданию условий для участия местных властей и региональных бюджетов в организации и управлении местными авиаперевозками и аэродромной сетью, что будет способствовать развитию аэродромной инфраструктуры в российских регионах с учетом местных условий.
4. Обратиться к международной практике компенсаций государством финансовых затрат при эксплуатации национальными авиаперевозчиками воздушных судов отечественного производства и особенно на внутренних линиях.
6. С целью повышения эффективности авиационной деятельности внести ряд изменений в действующее налоговое законодательство (не содействующее развитию авиационной деятельности):
- отменить НДС на воздушные суда (он отсутствует в мировой практике); - снизить налог и/или арендные платежи на землю, как для авиационной промышленности, так и для гражданской авиации (наземной авиационной инфраструктуры - занимаемые площади производства и аэропортов несопоставимы с другими областями деятельности, но налоги рассчитываются по тем же правилам);
- уменьшить процентные ставки;
- сбалансировать, в том числе посредством введения необходимых льгот, сроки кредитов и лизинговых предложений;
7. Предусмотреть возможности:
- государственной поддержки финансирования на этапах доведения и сертификации перспективных моделей воздушных судов и авиационных двигателей;
- стимулировать через льготные государственные кредиты и лизинговые схемы массовой закупки отечественной авиационной техники, принимая во внимание конкуренцию с зарубежными аналогами;
- введения правил продажи авиационной техники с обязательным сопровождением её эксплуатации системой послепродажного технического и сервисного обслуживания, как важного требования рынка, обеспечивающего успешный сбыт продукции, исключив производство и использование (оборот) некондиционной продукции авиатехнического назначения.
IV. В области отраслевой науки, оценки государственных активов и интеллектуальной собственности
Считать целесообразным:
1. Закрепить права государства в защите интеллектуальной собственности, созданной государственным сектором науки соответствующим федеральным законом;
2. Принять меры:
- для четкого взаимодействия и согласования целей производства и отраслевых научно-исследовательских институтов;
- для исключения случаев «увода» коммерчески значимых научных разработок на теневой рынок;
- для создания условий развития рыночной инфраструктуры инновационного бизнеса.
3. Создать систему государственной регистрации, контроля и правовой охраны государственных активов и интеллектуальной собственности.
V. В области проектирования и производства авиационной техники
Принимая во внимание, что:
практически не определены технический облик перспективных воздушных судов малой авиации, оптимальный типоразмерный ряд и вопросы унификации воздушных судов двойного назначения;
для нужд гражданской авиации отсутствуют даже проекты учебных воздушных судов с тренажерными комплексами для первоначального обучения, нет механизма формирования в сегодняшних условиях государственного заказа авиационной техники,
считать целесообразным:
1. Определить:
- механизм формирования государственного заказа для нужд гражданской и других видов авиации, значимого в интересах страны (авиационная техника двойного назначения) и создания технологических платформ для реализации взаимодействия субъектов авиационного комплекса;
- технический облик перспективных воздушных судов малой авиации;
- оптимальный типоразмерный ряд транспортной авиации и вертолетов.
2. Провести унификацию воздушных судов двойного назначения.
3. Обратить особое внимание на:
- разработку новых технических решений в области создания летательных аппаратов, авиационных двигателей, материалов и конструкций, бортового радиоэлектронного оборудования, авиационных агрегатов и систем, совершенствование их эксплуатационно-технических характеристик, в том числе дальнейшее развитие скоростных качеств воздушных судов;
необходимость достижения высоких дозвуковых скоростей полета, что требует высочайшего уровня отработки аэродинамики самолета в рамках решения комплексной задачи прочности, ресурса, аэроупругости, систем управления и конструкции;
- развитие технологий испытаний, в целях сокращения сроков и снижения стоимости летных испытаний и сертификации летательных аппаратов, а также повышения безопасности полетов за счет уменьшения рисков негативного влияния человеческого фактора.
VI. В области воздушных перевозок и аэропортовой деятельности
Решение проблем в области воздушных перевозок и аэропортовой деятельности возможно лишь за счет комплекса определенных мер, включающих в том числе:
- компенсацию государством роста цен на авиатопливо при эксплуатации российскими перевозчиками отечественных воздушных судов на внутренних линиях;
- создание в России оптимизированной сети аэропортов Российской Федерации;
- наделение аэропортов и аэродромов статусом единого субъекта правовых отношений (единого юридического лица);
- укрепление и развития рынка авиаперевозок через консолидацию авиакомпаний, повышения эффективности их деятельности и финансовой стабильности.
В сложившихся условиях основными формами государственной поддержки аэропортов, оказываемой в интересах повышения экономической эффективности системы воздушного транспорта, должны стать:
- содействие федеральных и региональных органов государственной власти в реализации проектов модернизации и реконструкции аэропортов, осуществляемых с привлечением заемных внебюджетных ресурсов;
- создание предпосылок для увеличения в доходах аэропортов средств, поступающих от неавиационных видов деятельности;
- финансирование за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации приоритетных программ модернизации аэродромного комплекса, находящегося в государственной собственности;
- передача на конкурсной основе частным инвесторам прав на строительство (модернизацию) и последующую коммерческую эксплуатацию экономически привлекательных капиталоемких объектов аэродромной инфраструктуры, разработка соответствующей нормативно-законодательной базы применения механизма концессии;
- содействие укреплению финансового положения аэропортов путем передачи ранее закрепленных за ними объектов социальной сферы в ведение местных органов власти;
- определение статуса генерального плана и зоны развития аэропорта.
3. Содействие в проведении модернизации региональных подсистем организации воздушного движения.
VII. Заключительные положения
1. Обратиться к Президенту Российской Федерации Медведеву Д.А. и Председателю Правительства Российской Федерации Путину В.В. с предложением о необходимости разработки и принятия проекта возрождения авиации России, придав ему статус национального проекта.
2. Предложить Правительству Российской Федерации:
- обязать уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области авиационной деятельности ежегодно представлять на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации доклады о результатах функционирования, состоянии и развития авиационной деятельности.
- провести анализ последствий заключения соглашения об «открытом небе» между США и странами Евросоюза на развитие российских международных и внутренних перевозок.
2. Рассмотреть рекомендации «круглого стола» на заседании Комитета Государственной Думы по транспорту для направления Президенту, Правительству, Федеральному Собранию, Секретарю Совета Безопасности, Председателю Счетной Палаты Российской Федерации, в Министерства транспорта, обороны, и промышленности Российской Федерации, другие федеральные органы государственной власти.
3. Рекомендовать Комитету Государственной Думы по транспорту, его Экспертному совету, МДО «Авиация и космонавтика России» с Парламентским центром «Авиация и космонавтика» продолжить работу по выработке концепции системной работы на постоянной основе по совершенствованию законодательной базы и политической поддержке развития авиационной деятельности Российской Федерации.
4. Обратиться к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководителям фракций Государственной Думы об оказании политической поддержки законодательного обеспечения авиационной деятельности в Российской Федерации и организации работы по определению формата эффективного взаимодействия парламентских структур (фракций, Комитетов, их Экспертных Советов, депутатской группы «Авиация и космонавтика») с субъектами авиационной деятельности и координации их сотрудничества на парламентской площадке на постоянной и системной основе.
5. Комитету по транспорту взять под контроль выполнение рекомендаций настоящего «круглого стола».
Председатель «круглого стола»,
Председатель комитета по транспорту
Государственной Думы ФС РФ,
Председатель Межфракционного
депутатского объединения
«Авиация и космонавтика России»
С.Н. Шишкарёв.
Тема дня. Воздушный кодекс РФ
|