понедельник 29/05/2017
09/05/2017 02:36 09/05/2017 02:38 09/05/2017 02:40 09/05/2017 02:53
Красноярск вошел в программу субсидирования авиаперевозок в Крым
Красноярск вошел в федеральную программу субсидирования авиаперевозок в Крым, в предстоящий туристический сезон "Уральские авиалинии" по специальному тарифу доставят в Симферополь порядка двух тысяч пассажиров из региона.
Ростуризм: На майские праздники в Сочи прилетело на 22% больше туристов по сравнению с прошлым годом
На майские праздники в Сочи прилетело на 22% больше туристов по сравнению с прошлым годом. Об этом сообщает Ростуризм.
Аэрофлот поддерживает решение Росавиации по аннулированию фальсифицированных пилотских свидетельств
Аэрофлот полностью поддерживает решение Росавиации аннулировать пилотские свидетельства, полученные путем предоставления подложных документов или фальсифицированных данных. Об этом сообщает пресс-служба авиакомпании.
Воздушно-космические силы России разгонят облака над Москвой в День Победы
Очень надеемся завтра на ясную погоду. Хотя сегодня в столице осадки весь день, то дождь, то снег. Уже выпало более половины месячной нормы. В какой-то момент крупные хлопья накрыли газоны, автомобили, ветви деревьев. Затем все растаяло.
Главная | О Фонде | Дела и планы Фонда | Cовещания и конференции | Новости СМИ | Статьи в прессе | Авиаторы шутят | Форум | Реклама
Партнёр гражданской авиации Фонд развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнёр гражданской авияции» С Днем Победы
ФОНД
НАШИ
ПАРТНЁРЫ
Авиакомпании Авиастроение и ремонт Поставки ГСМ и топливозаправка Аэропорты СДЕЛАНО В РОССИИ
Производство оборудования Кетеринг Обслуживание авиапредприятий Средства навигации и связи
Страхование и лизинг Правовое обеспечение
ПОИСК ПАРТНЁРОВ:
Регистрация нового партнёра Контакты и реквизиты  

Ту против Су: взлеты и падения Сухого

"Мы летали с "Сухими" один на один. Эти самолеты имеют потрясающую маневренность, они владеют ситуацией в воздухе". Такой комплимент в адрес российского истребителя тем более ценен, что прозвучал он из уст представителя командования американских ВВС. Хотя, что еще мог сказать командир 18-го авиакрыла бригадный генерал Мэтт Моллоу в апреле 2012-го, после совместных учений с ВВС Малайзии? Ведь Су-30, на которых летали пилоты королевских военно-воздушных сил, только что в пух и прах разнесли по всем показателям хваленые американские F-15С.

 
прочитано 979 раз

Америки американский генерал не открыл. Парой лет ранее проходили другие учения – американо-французско-индийские, под названием Red Flag. Их итоги опубликовал британский журнал Flight, и предложил подписчикам выбрать лучший истребитель. На суд были представлены российский Су-30МКИ, состоящий на вооружении индийских ВВС, и американские F-22 и F-15. Решение читателей одного из самых авторитетных авиационных изданий мира оказалось неожиданным. 60 процентов из них признали лучшим российский истребитель. А по итогам еще нескольких учений стало ясно, что европейским "Миражам" и Eurofighter в небе делать просто нечего, когда там хозяйничают "сушки" (как называют свои боевые машины российские пилоты). Да и американская техника проигрывала "Сухим" 90 процентов воздушных боев.

 
Так что руководство Индии приняло мудрое решение, сделав выбор в пользу корпорации "Сухой", когда для ВВС потребовались новые самолеты. Первые модернизированные Су-30 МКИ поставлялись из России, позже истребители стали собирать по лицензии на предприятиях индийской корпорации HAL. Кстати, буква "И" в названии этой модификации означает "Индия".

Далось нынешнее превосходство корпорации "Сухой" очень непросто. Все начиналось в далекие военные годы с маленького конструкторского бюро. А чтобы гениальные решения и новые проекты могли стать реальностью, его руководителю и основателю – Павлу Сухому – приходилось выдерживать жесткую конкуренцию и давление. Главным соперником Сухого был его наставник, еще один известный советский конструктор, Андрей Туполев. Наш рассказ – о многолетнем противоборстве учителя и ученика.

Павел Сухой родился в 1895 году в Белоруссии, которая тогда входила в состав Российской Империи. Его отец работал учителем начальных классов в сельской школе. Семья жила искусством, музыкой, литературой – и только Павел тянулся больше к техническим наукам. Двигатели внутреннего сгорания, летательные аппараты – все это очень интересовало мальчика.

В 1915 году Павел поступил в Московское Императорское Техническое Училище. Но вскоре занятия пришлось оставить: шла Первая Мировая война и Сухого призвали в армию. Он участвовал в боях на северо-западном фронте, дослужился до младшего офицера. Но потом заболел туберкулезом. Был госпиталь, затем увольнение с военной службы по состоянию здоровья. В марте 1918-го Сухой вернулся домой. Два года он работал учителем математики в местной школе. Здесь Павел познакомился со своей будущей женой Софьей.

Но мечты о крылатых машинах не оставляют Павла, и Сухой решает продолжить учебу. Талант будущего конструктора заметили: он еще не окончил училище, а уже работал в ЦАГИ – крупнейшем научном авиационном институте. Руководителем дипломного проекта Сухого был Андрей Туполев – к тому времени уже ведущий советский авиаконструктор и один из основателей института. Диплом Павел защитил успешно, и Туполев пригласил молодого специалиста к себе на работу.

Молодой инженер быстро пошел вверх по служебной лестнице. К 1932 году он уже руководил отделом, который разрабатывал истребители и "рекордные" самолеты – машины, которые обладали недостижимыми прежде техническими характеристиками. Сухой в своей работе никогда не шел проторенными путями, искал новаторские решения. Это показала его первая же самостоятельная конструкторская работа – скоростной истребитель И-14. Самолет был просто напичкан техническими новинками, машина получилась удачной. Но военных не устроили какие-то мелочи, и в серию И-14 не пошел.

Зато бригаду Сухого ждал успех на поприще создания рекордных самолетов. Командование советских ВВС, с подачи все того же Туполева, предложило правительству создать машину, способную установить рекорд дальности. Предполагалось, что новый самолет сможет лететь без посадки 12000 километров.

Коллектив Сухого добился, казалось бы, невозможного. В одномоторном АНТ-25 конструкторам удалось добиться оптимального соотношения аэродинамических характеристик и веса. Во многом это и позволило совершить выдающиеся для того времени перелеты. В сентябре 1934 года экипаж АНТ-25 преодолел за 75 часов 12 411 километров. Через два года легендарный летчик-ас Валерий Чкалов пролетел без посадки почти 10 тысяч километров – от Москвы до Дальнего Востока. Прошел еще год. И вновь мир восхищался выдающимся мастерством советских летчиков и отличными качествами самолета АНТ-25. Экипаж под руководством Чкалова, стартовав в Москве, впервые в истории авиации пролетел через Северный полюс и совершил посадку в американском Портленде. Труды Сухого, конечно, оценили. Тем не менее, все говорили о "проекте Туполева-Сухого". Павел все еще оставался в тени своего учителя, который имел огромное влияние и авторитет в руководстве СССР.

И все же Павел получил собственное конструкторское бюро. КБ Сухого выиграло конкурс на разработку многоцелевого самолета. Еще через год появилась на свет первая машина, от начала до конца разработанная Павлом – самолет Су-2. Потом была Вторая мировая война. Эвакуированное КБ Сухого скиталось по разным городам, на каждом месте все приходилось начинать заново. Это было нелегко. Тем не менее, штурмовики Су-2 и Су-6, по достоинству оцененные советскими летчиками, сражались с фашистами на фронтах Великой Отечественной. Вскоре КБ вернули в Москву. И здесь все силы Павел сосредоточил на работе. Поддерживать напряженный график было непросто, но Сухому всегда и во всем помогала его супруга Софья.

А после войны для конструктора Сухого – как, впрочем и для всей авиации – настала новая эра. Реактивная техника была принципиально другой, иными были и режимы полета. Для пытливого ума изобретателя открывались широчайшие возможности – ведь, фактически, все надо было начинать заново. Вскоре первый перспективный самолет был готов. Все КБ с энтузиазмом работало над разными вариантами машины. Но неожиданно тему закрыли, а потом ликвидировали и само конструкторское бюро Сухого. И тут снова всплывает имя учителя-соперника Павла. Костяк коллектива Сухого отправляют под начало мэтра – Андрея Туполева. И тот поручает Сухому второстепенную, по сути, задачу: курировать серийный выпуск уже готового самолета Ту-14.

Правда, в подчинении у Туполева Павел был сравнительно недолго. Спустя три года Сухой вновь обрел независимость. Этому в определенной степени способствовала политическая ситуация, которая складывалась в мире в начале 50-х. Набирала обороты холодная война, самолеты-разведчики потенциального противника летали у границ Советского Союза. Требовался надежный перехватчик, способный пресечь полет как разведчика, так и бомбардировщика с атомным оружием на борту. И тут вспомнили, что машинами такого назначения занимался Сухой. У его КБ начался новый и на этот раз великий взлет.

7 сентября 1955-го года на взлетную полосу подмосковного аэродрома выкатили самолет С-1. Пилоту предстояло сделать так называемый "подлет" – то есть оторвать машину от земли и тут же сесть обратно на полосу. Но машина резко оторвалась от земли и пошла вверх. Для посадки длины полосы уже не хватало. В итоге, вместо запланированного "подлета" получился настоящий полет. Но машина произвела такое впечатление на комиссию, что пилота ругать не стали: более того, поблагодарили и премировали.

Середина 60-х годов прошлого века для авиации отметилась гонкой за скоростью. Лидировали тогда американцы: две их разработки – стратегический разведчик и экспериментальный бомбардировщик – перекрывали скорость звука в три раза. Проект под названием "Валькирия" вскоре был закрыт по причине сумасшедшей по тем временам дороговизны (успели потратить почти полтора миллиарда долларов), и технической сложности. Кроме того, в СССР появились зенитные ракетные комплексы С-75, которые сводили на нет американское преимущество в скорости. Вашингтон от проекта отказался, а вот в Советском Союзе "Валькирией" заинтересовались. Там поняли, что, при всех недостатках, это был настоящий технический прорыв.

Работа над "сверхзвуком" в СССР окружена легендами. Рассказывают, что руководитель страны Никита Хрущев делал ставку на межконтинентальные ракеты. Но прямо выступить против авторитета Андрея Туполева, в ОКБ которого шла разработка ударной авиационной системы Ту-135, не рискнул. Хрущев выбрал другой путь. Фирмам Туполева, Павла Сухого и Александра Яковлева дали задание на разработку сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца для уничтожения авианосцев. А затем на научно-техническом совете проекты Туполева и Яковлева завалили. Выбрали Т-4 Сухого – видимо, надеясь, что в КБ, специализирующемся на истребителях и штурмовиках, тема заглохнет. На последнем заседании совета Туполев заявил: "Сухой – мой ученик. Я его знаю – он с темой не справится". На что Павел ответил: "Именно потому, что я ваш ученик, я с ней справлюсь".

Шифр "Т-4" был секретным. В обиходе употребляли название "изделие 100", или просто "сотка". Весь процесс проектирования и производства опытных машин занял почти девять лет. Дело в том, что впервые в советском авиастроении решалось столько новых проблем – коэффициент новизны был близок к 100%. Специально для "сотки" создавались новые жаропрочные сплавы, резина, пластики и даже топливо.

Но Туполев не был бы Туполевым, если бы признал поражение. Как-то министр авиационной промышленности СССР прямо сказал Сухому: "Мавр сделал свое дело, мавр может уходить. Эту тему мы передадим Туполеву". Звонил и сам Андрей: "Павел, это не твоя тема". Но Сухой не отступал. 22 августа 1972 "сотка" отправилась в первый полет. По воспоминаниям пилота, стотонная махина пилотировалась столь же легко, как и истребитель. Через год Т-4 перешел звуковой барьер. А дальше – никто даже не понял, как все произошло. Второй экземпляр самолета был уже готов к полету, готовился третий. И тут, ничего никому не объясняя, разрезали автогеном второй и третий самолеты. Первый экземпляр поднялся в воздух еще один раз – 22 января 1974 года. Позже конструкторам все же объяснили: мол, устарел ваш самолет. А его задачи может решать менее сложная и дорогая машина – Ту-22М. Правда, Туполеву, чтобы довести свой самолет до ума, понадобилось еще семь лет.

Сухой, конечно, тоже не сидел сложа руки. Он понимал: дело может обернуться иначе, будь у "сухих" предприятие для проведения расширенных государственных испытаний. Базовый для бюро машиностроительный завод в Подмосковье такого бы просто не потянул. И тогда – по легенде – Сухой решил заполучить для работы над "соткой" Казанский авиационный завод. Уже было готово постановление о подготовке предприятия к сборке партии Т-4. Но тут Туполев, понимая, что может потерять свой главный серийный завод, сделал все, чтобы не пустить на предприятие Сухого. Он нашел понимание у кураторов из Центрального Комитета Коммунистической партии – и дело заглохло. С тех пор за Туполевым закрепилась слава "губителя прорывных проектов".

Все к лучшему в этом лучшем из миров, – говорил небезызвестный французский мыслитель Вольтер. И верно: жесткая конкуренция между Туполевым и Сухим привели к тому, что теперь каждое КБ занимается тем, что у него хорошо получается. Туполевцы – бомбардировщиками. Знаменитые Т-160 и сегодня составляют основу дальней авиации российских ВВС. Сейчас идет работа над авиационным комплексом пятого поколения.















 

А пионером в деле создания авиационных комплексов ПВО стало КБ "Сухой". Их Су-9 уже был не просто самолетом, но частью комплекса перехвата. Помимо самой машины в него входили наземная станция наведения, управляемые ракеты класса "воздух-воздух" и собственная радиолокационная станция. Эта концепция стала основой и всех последующих разработок – включая Су-30МКИ, с которого мы начали наш рассказ. Последняя работа КБ Сухого – ПАК ФА Т-50, перспективный комплекс фронтовой авиации. Он поражает специалистов своими фантастическими возможностями.




НАШИ КОНТАКТЫ
Координаты Фонда:

125167, Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 3
Тел.: (915) 218-56-58

Электронная почта

Учебные заведения ГА

Подготовка кадров ГА - одна из наиболее острых проблем отрасли. Отрасли остро не хватает пилотов, кадров инженерно-технического профиля, диспетчеров по УВД, профессиональных техников.
В текущем году авиационные учебные заведения страны увеличивают прием студентов.

Информационное агентство Российская авиация и космонавтика

Поставка авиационно-технического имущества

Denzy


Союз авиапроизводителей

кубок «АВИА 2014»


ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Главная | О Фонде | Дела и планы Фонда | Cовещания и конференции | Новости СМИ | Статьи в прессе | Авиаторы шутят | Форум | Реклама
Новости гражданской авиации и авиакомпаний | Фонд «Партнёр гражданской авиации» | Карта сайта

Материалы об авиакомпаниях:

Авиакомпании в Фонде «Партнёр гражданской авиации»
Новости СМИ об авиакомпаниях | Статьи в прессе об авиакомпаниях | Авиакомпания «Россия» | Авиакомпания «Аэрофлот» | Авиакомпания «Атлант-Союз»
Типы бюджетных авиакомпаний | Как правильно выбрать авиакомпанию? | Обязанности авиакомпании при задержке рейса | «Черный список» авиакомпаний