четверг 14/11/2019
09/09/2019 20:42 09/09/2019 20:45 09/09/2019 20:48 09/09/2019 20:52
Требование о регистрации дронов в России вступит в силу 27 сентября
С 27 сентября в России окончательно вступит в силу требование о необходимости ставить на учет беспилотники весом свыше 250 граммов.
«Ильюшин» подписал соглашение с иностранным партнером
Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина и венгерская компания Aviation в ходе деловой программы МАКС-2019 подписали соглашение о сотрудничестве по Ил-103 М. Об этом рассказали в пресс-центре ПАО «Ил».
Турция рассмотрит предложение по поставкам российского самолета Бе-200
Самолет-амфибию республика планирует использовать для тушения лесных пожаров
Руководство Якутии надеется достучаться "до товарищей из минтранса"
Глава Якутии Айсен Николаев назвал вопиющей халатностью со стороны федеральных чиновников то, что реконструкция взлетно-посадочной полосы авиапорта Якутска отложена на несколько лет. Об этом он заявил сегодня, 9 сентября, на пресс-конференции с представит
Главная | О Фонде | Дела и планы Фонда | Cовещания и конференции | Новости СМИ | Статьи в прессе | Авиаторы шутят | Форум | Реклама
Партнёр гражданской авиации Фонд развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнёр гражданской авиации» Гражданская Авиация РоссииГражданская Авиация России
ФОНД
НАШИ
ПАРТНЁРЫ
Авиакомпании Авиастроение и ремонт Поставки ГСМ и топливозаправка Аэропорты СДЕЛАНО В РОССИИ
Производство оборудования Кетеринг Обслуживание авиапредприятий Средства навигации и связи
Страхование и лизинг Правовое обеспечение
ПОИСК ПАРТНЁРОВ:
Регистрация нового партнёра Контакты и реквизиты

Композиты для авиации – российская версия

«АэроКомпозит-Ульяновск»: запрягаем быстро

 

15 февраля 2010 года было подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Ульяновской области, Объединённой авиастроительной корпорацией (ОАК) и ЗАО «АэроКомпозит» по реализации инвестпроекта «Строительство завода по производству композиционных конструкций» на территории Ульяновской области. Закладка первого камня в строительство будущего завода состоялась в ноябре 2011 года. Сегодня на предприятии работают 586 человек, средний возраст сотрудников – 38 лет, 70% специалистов – люди с высшим образованием.

«АэроКомпозит-Ульяновск» – единственный в мире завод по производству крупных силовых элементов конструкций и агрегатов для авиации из композиционных материалов, создаваемых при помощи метода вакуумной инфузии. Эксперты ведущих западных авиастроительных концернов признают, что ульяновские технологии опередили время и крыло даже самого нового композитного лайнера Boeing-787 «Дримлайнер» сделано, можно сказать, по старинке, с помощью автоклава из капризных и сверхдорогих препрегов. Если такой материал не используется, его надо замораживать, и то не более чем на 10 суток.

В современной авиации по части аэродинамики всё уже придумано. Улучшить что-либо можно на доли процентов. Остаётся борьба за снижение веса (композиты дают выигрыш от 5 до 10%), ресурс планера и агрегатов. Самолёту МС-21 ресурс обещают до 100 тыс. часов, и это во многом заслуга композитов.

Руками не трогать!

Весь завод проектировался по принципам «бережливого производства» – передвижения минимизированы. На полу сплошными синими линиями выделена «трасса», по которой катается оснастка. Жёлтые зоны – там происходят рабочие процессы. Потребитель должен получить качественный продукт с минимальными издержками, в том числе и на логистику.

На почти десятке гектаров заводских площадей порядок идеальный. Я бы сказал, что весь «АэроКомпозит-Ульяновск» – чистая зона. Но настоящая чистая зона на 11 тыс. кв. метров – особый случай. Уровень чистоты – класс ISO 8. Очень светло, отсутствуют привычные шумы крупного производства, легко дышится: даже мельчайшая пыль здесь – злейший враг. Сюда вход только в спецодежде, шапочках. Постоянные температура, давление и влажность. Проход через душевые.

На протянутую к элементу крыла руку у сопровождающих мгновенная и шумная реакция: «Руками не трогайте – это уже уголь!» Чтобы крыло получилось надёжным и работоспособным, слои должны быть уложены идеально, никаких полостей и смещений между ними. Как добиться этого, здесь знают. А след человеческого пальца на ленте означает заведомый брак. Рядом стоят два обычных утюга, чтобы пригладить несколько отдельных полосок ленты, которые непослушно топорщатся по краям формы. Оснастка – формообразующая поверхность, на которую рука робота точными движениями выкладывает сухое углеродистое волокно. С виду обычная чёрная лента. Очень похоже на швейное производство: бобины с лентой в герметично закрытом ящике с прозрачной крышкой (16 бобин) и робот, который снуёт туда-сюда. За два часа, практически безошибочно, он выполняет тот же объём работы, что смена из 10 человек за два дня.

Лазер комплекса мгновенно разогревает ленту, на которую нанесён тончайший клейкий слой – биндер. И каждый последующий слой прикрепляется к предыдущему. Как здесь говорят – «уголь к углю выкладывается». Получается слоёный пирог, формируется преформа. Каждый слой – отдельный контроль. Каждому элементу – контроль. И визуальный, и роботизированный.

По-хорошему, в идеальных условиях человеку здесь делать нечего. Оператор только контролирует процесс. Отличие от металлообработки – наличие у робота пары – пылесоса. Он собирает всю «композитную пыль» в специальный бункер.

После фрезерной обработки – ультразвуковой контроль. Тут уже ничего не изменить, производство стоит перед фактом: или да – деталь кондиционная, или нет. Если да, то на этом композиционное производство заканчивается и деталь отправляется на покраску. Четыре панели кессона крыла (правая-левая, верхняя-нижняя) присоединяются к центроплану, и получаем искомое – крылья самолёта.

Первые два готовых изделия отправляли в Иркутск самолётом. Время торопит – 12 апреля в Китае начались статические испытания первого национального пассажирского лайнера C919, который составит конкуренцию семействам Boeing-737 и Airbus А320. МС-21 претендует на эту же нишу авиаперевозок. Надо спешить. Но в дальнейшем из Ульяновска в Иркутск все элементы – крылья, центроплан, хвостовое оперение будут доставляться автотранспортом – так дешевле. Для этого сделана особая транспортировочная оснастка.

К слову, производство не «упёрлось» в единственную модель самолёта – МС‑21. Будет заказ на производство, например, крыльев для других типов воздушных судов, потребуется сделать оснастку и работать дальше. Можно параллельно выпускать элементы для разных лайнеров – полная мощность завода рассчитана на производство 100 самолётокомплектов в год.

Аргументы критиков

Главный – неизвестно, как поведут себя композиционные материалы в длительной эксплуатации. Но надо помнить, что композиты в авиации не новинка. Например, обтекатели и створки шасси, зализы крыла с фюзеляжем, мотогондолы и другие элементы на самых больших в мире транспортных Ан-225 «Мрия» и Ан‑124 «Руслан» были, говоря современным языком, композитными. «Руслан» летает с 1982 года.

Ещё один аргумент против – плохая ремонтопригодность. Известны случаи «безобидных» повреждений самолётов в аэропортах – то тягач зацепит, то самолёт на рулёжке получит по крылу от такого же. Металлическое крыло привести в работоспособное состояние сравнительно просто, технологии отработаны многими десятилетиями – элементарная заплатка, можно вырезать и заменить повреждённый участок планера воздушного судна. Но на «АэроКомпозит-Ульяновск» меня заверили, что технологии ремонта деталей из композиционных материалов уже готовы. Согласитесь, менять из-за пустякового удара огромную деталь, а то и всё крыло – дорогое удовольствие.

К слову, есть самолёты, конструкторы которых преднамеренно избегают значительных объёмов использования композитов в конструкции. Так, генеральный конструктор «Ильюшина» Николай Таликов в региональном турбовинтовом лайнере Ил-114 принципиально оставил в основном традиционные авиационные сплавы – самолёт, по его словам, задуман как «деревенский», предназначен для суровых условий эксплуатации от Арктики до Антарктиды, чтобы его могли обслуживать техники средней руки на забытых богом аэродромах. Да и на госслужбе, в том же Минобороны или ФСБ, трудно требовать от солдата снимать сапоги или берцы, прежде чем подняться по стремянке на крыло для технического обслуживания самолёта.

Можно не сомневаться, что конструкторы и технологи учли все особенности композиционных материалов – в активе великолепная прочность «на разрыв», в пассиве худшая, по сравнению с металлом, стойкость «на сжатие». Известна нелюбовь композитов к ударным нагрузкам – там, где металл сминается, композиционный материал раскалывается на куски.

Естественно, ни главный конструктор МС-21 Константин Попович, ни кто-либо из создателей крыльев, хвостового оперения МС-21 не желают вздрагивать во сне от навязчивых ночных кошмаров с разрушением лайнера в полёте. Сегодня в гражданской авиации безопасность пассажиров и экипажа возведена в абсолют, это своего рода религия авиапроизводителей. И к конструкциям из новых материалов внимание особое, в том числе у органов сертификации. Вот и везут крыло на прочностные испытания в ЦАГИ, расстреливают композитные детали из специальных пушек куриными тушками, нагружают, ломают до полного разрушения – на радость будущим пассажирам.




НАШИ КОНТАКТЫ
Координаты Фонда:

125167, Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 3
Тел.: (915) 218-56-58

Электронная почта

Учебные заведения ГА

Подготовка кадров ГА - одна из наиболее острых проблем отрасли. Отрасли остро не хватает пилотов, кадров инженерно-технического профиля, диспетчеров по УВД, профессиональных техников.
В текущем году авиационные учебные заведения страны увеличивают прием студентов.

Информационное агентство Российская авиация и космонавтика

Поставка авиационно-технического имущества

Denzy


Союз авиапроизводителей

кубок «АВИА 2014»


ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Главная | О Фонде | Дела и планы Фонда | Cовещания и конференции | Новости СМИ | Статьи в прессе | Авиаторы шутят | Форум | Реклама
Новости гражданской авиации и авиакомпаний | Фонд «Партнёр гражданской авиации» | Карта сайта

Материалы об авиакомпаниях:

Авиакомпании в Фонде «Партнёр гражданской авиации»
Новости СМИ об авиакомпаниях | Статьи в прессе об авиакомпаниях | Авиакомпания «Россия» | Авиакомпания «Аэрофлот» | Авиакомпания «Атлант-Союз»
Типы бюджетных авиакомпаний | Как правильно выбрать авиакомпанию? | Обязанности авиакомпании при задержке рейса | «Черный список» авиакомпаний