понедельник 29/05/2017
09/05/2017 02:36 09/05/2017 02:38 09/05/2017 02:40 09/05/2017 02:53
Красноярск вошел в программу субсидирования авиаперевозок в Крым
Красноярск вошел в федеральную программу субсидирования авиаперевозок в Крым, в предстоящий туристический сезон "Уральские авиалинии" по специальному тарифу доставят в Симферополь порядка двух тысяч пассажиров из региона.
Ростуризм: На майские праздники в Сочи прилетело на 22% больше туристов по сравнению с прошлым годом
На майские праздники в Сочи прилетело на 22% больше туристов по сравнению с прошлым годом. Об этом сообщает Ростуризм.
Аэрофлот поддерживает решение Росавиации по аннулированию фальсифицированных пилотских свидетельств
Аэрофлот полностью поддерживает решение Росавиации аннулировать пилотские свидетельства, полученные путем предоставления подложных документов или фальсифицированных данных. Об этом сообщает пресс-служба авиакомпании.
Воздушно-космические силы России разгонят облака над Москвой в День Победы
Очень надеемся завтра на ясную погоду. Хотя сегодня в столице осадки весь день, то дождь, то снег. Уже выпало более половины месячной нормы. В какой-то момент крупные хлопья накрыли газоны, автомобили, ветви деревьев. Затем все растаяло.
Главная | О Фонде | Дела и планы Фонда | Cовещания и конференции | Новости СМИ | Статьи в прессе | Авиаторы шутят | Форум | Реклама
Партнёр гражданской авиации Фонд развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнёр гражданской авияции» С Днем Победы
ФОНД
НАШИ
ПАРТНЁРЫ
Авиакомпании Авиастроение и ремонт Поставки ГСМ и топливозаправка Аэропорты СДЕЛАНО В РОССИИ
Производство оборудования Кетеринг Обслуживание авиапредприятий Средства навигации и связи
Страхование и лизинг Правовое обеспечение
ПОИСК ПАРТНЁРОВ:
Регистрация нового партнёра Контакты и реквизиты  

Выход на посадку: проекты новых российских аэропортов

Аэропорт «Южный» в Ростове-на-Дону

 

Аэропорт «Южный» в Ростове-на-Дону

 Каждое спортивное мегасобытие — это сильнейшая инфраструктурная встряска в масштабе страны, даже если матчи или игры проходят в одном только городе. А если, как в случае с чемпионатом мира по футболу в 2018 году, городов-участников несколько, то и масштабы «встряски», которая, в первую очередь, затрагивает транспорт, — еще ощутимее. В частности, в рамках программы подготовки к чемпионату еще в 2011 году было принято решение о строительстве под Ростовом-на-Дону нового международного аэропорта взамен старого, который впоследствии планируется вписать в городскую застройку.

Собственно, расположение действующего комплекса зданий аэропорта и предопределило его судьбу. В 1925 году этот участок «площадью 120 десятин» находился далеко за пределами города и дачных поселков. И даже в 1977-м, когда строился нынешний аэровокзал, он все еще оставался за чертой города. Но сегодня эта территория оказалась фактически со всех сторон зажатой жилыми районами, без реальных возможностей и площадей для развития.

Новый международный аэропортовый комплекс «Южный» строится в Аксайском районе Ростовской области, в 4 км севернее станицы Грушевская, вблизи федеральной трассы М-4. После того, как в 2011 году определились с участком и провели работы по межеванию территории, в 2013-м на аэропорт в Ростове-на-Дону был объявлен международный архитектурный конкурс, на который поступила 21 заявка. Во второй тур после квалификационного отбора вышла «футбольная команда» — 11 бюро и консорциумов.

Аэропорт «Южный» в Ростове-на-Дону

Среди них — ростовская компания ООО «Проектсервис», ООО «Архитектурные исследования» (NefaResearch Architectural Studio), ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект», ADP Ingenierie (Франция), ООО «Архитектурное Бюро Асадова», Haptic Architects Ltd (Великобритания), ООО «АБД», Pascall+Watson architects Ltd (Великобритания), ООО «Творческое производственное объединение «Резерв», ООО «Архитектурное бюро Т. Башкаева», консорциум в составе ООО «За бор» (za bor) и ООО «Тотемент/Пейпер», Twelve architects & masterplanners Ltd. (Великобритания). Характерно, что у многих российских команд действительно был соответствующий опыт: бюро Nefa Research совместно с «Аэропортами регионов» в это время успешно завершало аэропорт Кольцово в Екатеринбурге, и в самом разгаре реализации находился терминал аэропорта Курумоч в Самаре. Показательный кейс для «Аэропроекта» — аэровокзал в Белгороде, сданный уже в 2014 году. Владимир Плоткин и ТПО «Резерв» плотно сотрудничали с «Аэрофлотом», спроектировав для него штаб-квартиру около аэропорта Шереметьево.

Однако после второго тура, на котором участники представили архитектурные проекты, включая здание аэровокзала и планировку привокзальной площади, в финал конкурса вышли две компании — ООО «Архитектурное бюро Асадова» и Twelve Architects. А 10 октября 2013 года на проходившем в Ростове-на-Дону Международном бизнес-форуме стало известно, что выбрали англичан — тоже, впрочем, с солидным портфолио в виде реконструкции терминалов московского «Шереметьево» и аэропорта Кневичи во Владивостоке.

Свой проект архитектор Мэтт Картрайт из бюро Twelve Architects назвал «Мост в небо». Идея метафорического соединения Ростова-на-Дону через небеса со всей Россией и другими странами мира поддержана в дизайне здания терминала: его крыша состоит из четырех арочных конструкций, характерных для мостов, расположенных асимметрично. С одной стороны, эти арки зонируют пространство аэровокзала изнутри, разделяя, в частности, терминалы для внутренних и международных полетов. С другой — три выступающие по высоте арке образуют 8-метровые световые фонари. И наконец, выдаваясь не только в высоту, но и в длину, эти арки продолжаются маршрутами-переходами для пассажиров: между зонами вылета и прилета, прилита и получения багажа, получения багажа и гостиничным комплексом.

Аэропорт «Южный» в Ростове-на-Дону

Гостиница находится в соседнем от терминала здании, и авторское решение площади между ними, скорее всего, и стало аргументом в пользу именно британского проекта. Переходы, пронизывающие общественное пространство, повторяют изгибы русла реки Дон — таким образом британские архитекторы отдают дань местному контексту. А слово «мост» в названии проекта обретает еще один смысл.

Строительство терминала под управлением компании «Аэропорты регионов» должно завершиться к началу 2017 года. Первая очередь строительства включит в себя пассажирский терминал площадью около 50 000 кв.м, взлетно-посадочную полосу длиной 3600 м (достаточную для того, чтобы обслуживать практически все современные воздушные суда), грузовой терминал площадью 5200 кв. м и паркинг на привокзальной площади на 2500 машиномест. На первом этапе вместо чуть более 2 млн. человек в год (показатели действующего аэропорта) терминал будет обслуживать 5-8 млн., а в дальнейшем — и все 12. Чтобы расширение здания проходило максимально безболезненно, архитекторы спланировали его внутреннее пространство в виде сетки из повторяющихся ячеек 16×16 метров, которые, подобно модулям, можно будет пристраивать в нужном месте. Так что, если все сбудется, Ростов-на-Дону станет нашим новым Франкфуртом-на-Майне: неограниченные перспективы роста, как надеется администрация области, делают возможным формирование на базе аэропорта федерального и международного стыковочного узла — по крайней мере между Европой и Юго-Восточной Азией.

Фото ©«Аэропорты регионов», Twelve Architects

Аэропорт Стригино в Нижнем Новгороде

Аэропорт Стригино в Нижнем Новгороде

Помимо того, что Нижний Новгород официально является «городом чемпионата 2018», аэропорт Стригино считается основным резервным аэродромом для Московского авиаузла, и естественным образом пассажиропоток здесь за последние 4 года вырос в три раза. Исходя из этих предпосылок, взяв нижегородский воздушный терминал под свое крыло, холдинг «Аэропорты регионов» сразу же начал строить планы по его расширению и модернизации.

Программу поэтапной реконструкции, рассчитанную до 2021 года, публично запустили в 2013-м, представив на суд Градостроительного совета области и всех жителей с доступом в интернет два эскиза проекта будущего нового терминала.

Авторами первой концепции выступили Nefaresearch Architects, с которыми у «Аэропортов регионов» к тому моменту уже сложился плодовитый тандем. С высоты птичьего полета новый терминал представлялся в ней в виде белой плоскости, светящейся в ночное время и разбитой красочными элементами декоративного остекления. Дизайн остановок общественного транспорта, зон ожидания посетителей и даже газонов повторял форму и эстетику элементов основного здания.

Аэропорт Стригино в Нижнем НовгородеАэропорт Стригино в Нижнем Новгороде

Однако сначала народное голосование в социальных сетях, а затем и Градсовет предпочли вторую концепцию, авторства Hintan associates (хотя во всех пресс-релизах эта компания названа английской, на деле она малайзийская, а в Англии у нее лишь один из офисов). Проект зарубежных архитекторов был основан на соседстве элегантной обтекаемой формы с прямоугольными очертаниями и рублеными объемами. При этом авиационные мотивы предлагалось подчеркнуть материалами фасада и отделки — алюминием и стеклом. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев тогда назвал эту концепцию «более классической».

И это, пожалуй, правда — особенно, если под словом «классический» понимать «скучный» и «без сюрпризов». Впрочем, положение слегка спасает усложненный ритм остекления со стороны главного входа и привокзальной площади, эффектно подчеркиваемый ночной подсветкой.

В остальном проект обещает стать воплощением английской (малайзийской?) рациональности, решая прежде всего функциональные задачи. Участок под строительство расположен с северной стороны здания существующего аэровокзала — со временем оно тоже станет частью комплекса. Новый терминал с тремя надземными этажами общей площадью 27 800 кв. м будет оборудован двумя телескопическими трапами с двумя галереями. Внутри предусмотрены места для кафе и точек розничной торговли, при этом пассажиропоток должен превысить 1,5 млн. пассажиров в год.

Аэропорт Стригино в Нижнем Новгороде

Кое-что из «программы 2021» уже удалось осуществить: реконструировали взлетно-посадочную полосу и привокзальную площадь, устроив новый паркинг на 480 машиномест. В планах — строительство гостиничного комплекса и торгово-развлекательного центра, комплекса офисных зданий «Аэропорт Сити», служебных построек для грузового транспорта, логистических и хозяйственных нужд, а также железнодорожной станции с прокладкой железнодорожных путей. Так что скоро в Нижнем Новгороде появится свой «Аэроэкспресс». Что же получится из проекта Hintan associates, станет понятно очень скоро: сроки сдачи нового терминала намечены на конец 2015 года.

Фото ©«Аэропорты регионов»

Аэропорт в Симферополе

Аэропорт в Симферополе

Завершая рассказ о конкурсах, в результате которых по тем или иным причинам (большей частью туманным) во главе масштабных российских аэростроек вставали иностранные бюро, нельзя не упомянуть историю с аэропортом в Симферополе. В закрытом соревновании приняли участие 9 архитектурно-проектных компаний из разных стран. Россию представляли уже упоминавшая Архитектурная мастерская Асадова и UNK project (о бюро Юлия Борисова речь пойдет ниже). И победа, как можно догадаться, досталась не им: в июне 2015 года было объявлено, что первое место занял проект корейских архитекторов SAMOO (отделение корпорации Samsung) под названием «Крымская волна». В сентябре власти Крыма официально сообщили, что в срочном порядке подготовленная рабочая документация уже прошла государственную экспертизу, и летом 2016 года начнется строительство.

Аэропорт в СимферополеАэропорт в Симферополе

Тему волны, к слову, так или иначе обыграли и наши соотечественники, однако почему-то именно корейская версия нового аэровокзала, гостиницы и бизнес-центра показалась чиновникам наиболее убедительной и соответствующей идее строительства «золотых ворот Крыма». Возможно, их подкупила концепция привокзальной площади с двумя гигантскими водоемами, по форме образующими восьмерку, — таким образом, пассажиры по прибытии сразу будут ощущать свою близость к воде и природе. А может, сыграла свою роль имитация золота в отделке внутренних пространств.

Так или иначе, терминал площадью порядка 60 000 кв. м с потенциалом обслуживать 8,5 млн. человек в год будут возводить на новом участке в 20 га и «гарантированно закончат», по словам губернатора Крыма Евгения Плаксина, к лету 2018 года.

Фото ©Дмитрий Громов

Аэропорт «Центральный» в Саратове

Аэропорт «Центральный» в Саратове

Хотя в Ростове-на-Дону Архитектурная мастерская Асадова так и не вышла победителем из числа финалистов, другой проект аэропорта в стратегически важном для футбольного чемпионата Саратове достался именной ей. В конкурсе, проведенном в 2013 году, мастерская заняла заслуженное 1 место. Ситуация здесь сложилась типичная: существующий терминал в черте города не обладает потенциалом для развития. Поэтому новый аэропорт строят в отдалении, в 22 км от самого Саратова, а старый со временем закроют.

Аэропорт «Центральный» в СаратовеАэропорт «Центральный» в Саратове

Общая площадь строящегося терминала составит 25 000 кв.м. По словам архитекторов, максимально ясный и при этом эффектный образ «небесного портала» Саратова они формируют за счет простых конструктивных решений и доступных отделочных материалов. «Мы постарались передать уникальный „дух места“, присущий городу: это и перекаты речных волн, и плавные силуэты моста через Волгу, и знаменитая саратовская гармошка, угадываемая в изгибе главного фасада», — говорят авторы. Пока что подготовка документации находится в активной стадии, на участке только начинаются первые работы, и известно, что проект ведут все те же «Аэропорты регионов». Можно предположить, что к 2018 году первая очередь нового комплекса все же будет реализована.

Фото ©«Аэропорты регионов», Asadov Architectural Studio

Аэропорт Большое Савино в Перми

Аэропорт Большое Савино в Перми

Ну, а под Пермью встретились давешние конкуренты по Крыму — с тем, чтобы построить новый пассажирский терминал вместе. Архитектурная мастерская Асадова при этом отвечает за проект самого здания, а бюро UNK project — за интерьеры.

К чемпионату этот проект отношения не имеет и задуман он был еще в 90-е. Но только с 2012 года, по инициативе губернатора Пермского края Виктора Басаргина, началась реальная работа по оборудованию новых воздушных ворот Прикамья: был выбран отечественный проект, состоялись отборы инвестора, дизайнера, подрядчика, получены все разрешительные документы, дан старт строительству.

Архитектурная концепция, разработанная мастерской Асадова, учитывает пожелания пермской общественности — чтобы облик нового здания учитывал исторические особенности края. Архитекторы вдохновились коллекцией пермской деревянной скульптуры и сделали ключевым элементом главного фасада огромное «крыло ангела», будто высеченное из дерева и парящее над главным входом. Сам вход представлен в виде белоснежного портала, облицованного тентовым светопрозрачным материалом, и играет роль центрального светового элемента в вечернее время.

Аэропорт Большое Савино в ПермиАэропорт Большое Савино в Перми

Остекленные боковые зоны, фланкирующие центральных вход, освещают входной вестибюль и расположенные в нем небольшие «оазисы» зимних садов. В уровне первого этажа на стекло нанесены декоративные элементы «пермского периода» — еще одна достопримечательность пермского края.

Внутреннее пространство аэропорта, над проектом которого работало бюро UNK project, продолжает концепцию архитектурного образа здания. Слоистые каменные массивные текстуры, рисунки окаменелостей, срезы минералов — эти мотивы использованы и в интерьере, и в экстерьере. Художественный облик фасада находит отражение в концептуальных решениях входного вестибюля — но при этом с соблюдением всех необходимых требований к функциональности.

Например, планировочные решения нового аэровокзала разработаны так, чтобы пассажир в терминале тратил на процедуры регистрации, контроля и досмотра не более 5 минут для внутренних линий и не более 10 минут для международных линий. Достижению этой же цели поспособствует современное технологическое оборудование. Для пассажиров и встречающих на всех этапах пребывания в аэропорту создаются комфортные условия — но без многократного увеличения эксплуатационных расходов здания.

Аэропорт Большое Савино в Перми

Общая площадь терминала Большое Савино составит почти 30 тыс. кв.м и будет обслуживать 2-3 млн. пассажиров в год. Трехэтажное здание оснастят пешеходной галерей с тремя коридорами, ведущими к пяти телетрапам. Согласно проекту, галерея прилета международных и внутренних линий располагается на третьем этаже, а зоны вылета — на втором. Строительство должно завершиться уже к декабрю 2017 года.

Таким образом, к 2018 году монополия Москвы на право распоряжаться современными аэровокзалами должна закончиться. В регионах появятся свои «авиамагниты», способные обслужить пассажиров и, что не менее важно, транспорт на должном уровне. Насколько они будут востребованы, пока что предсказать сложно. Но если убедить всю страну играть в футбол, хоккей или кататься на горных лыжах, чтобы хоть как-то оправдать многочисленные стадионы, очевидно нереально, то пересесть на самолеты — вполне.

Фото ©Pro-Realty, ГК «Спектрум»




НАШИ КОНТАКТЫ
Координаты Фонда:

125167, Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 3
Тел.: (915) 218-56-58

Электронная почта

Учебные заведения ГА

Подготовка кадров ГА - одна из наиболее острых проблем отрасли. Отрасли остро не хватает пилотов, кадров инженерно-технического профиля, диспетчеров по УВД, профессиональных техников.
В текущем году авиационные учебные заведения страны увеличивают прием студентов.

Информационное агентство Российская авиация и космонавтика

Поставка авиационно-технического имущества

Denzy


Союз авиапроизводителей

кубок «АВИА 2014»


ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Главная | О Фонде | Дела и планы Фонда | Cовещания и конференции | Новости СМИ | Статьи в прессе | Авиаторы шутят | Форум | Реклама
Новости гражданской авиации и авиакомпаний | Фонд «Партнёр гражданской авиации» | Карта сайта

Материалы об авиакомпаниях:

Авиакомпании в Фонде «Партнёр гражданской авиации»
Новости СМИ об авиакомпаниях | Статьи в прессе об авиакомпаниях | Авиакомпания «Россия» | Авиакомпания «Аэрофлот» | Авиакомпания «Атлант-Союз»
Типы бюджетных авиакомпаний | Как правильно выбрать авиакомпанию? | Обязанности авиакомпании при задержке рейса | «Черный список» авиакомпаний