суббота 16/12/2017
04/11/2017 15:09 04/11/2017 15:12 04/11/2017 15:22 04/11/2017 15:51
Просто в космос: российский лайнер МС-21 впервые покорил высоту в 12 километров
Согласно сообщению пресс-службы компании «Иркут», новый российский лайнер МС-21-300 удачно прошел летные испытания в Подмосковье, поднявшись в воздух с аэродрома ЛИИ Громова в Жуковском.
Глава Минтранса ознакомился с возможностями новой автоматизированной системы УВД
Министр транспорта РФ Максим Соколов в пятницу, 3 ноября, посетил недавно открывшийся Центр управления воздушным движением (ЦУП) филиала "Московский центр автоматизированного управления воздушным движением"
Эксперт оценил возможное возобновление сотрудничества России и Украины по Ан-124
Бывший замминистра гражданской авиации СССР Олег Смирнов оценил возможное возобновление сотрудничества России и Украины по продлению лётной годности Ан-124.
В российском регистре стало больше деловых самолетов
За последнее время наблюдается тенденция по увеличению числа деловых воздушных судов в российском регистре. "Ежегодно около 50 самолетов получают российскую регистрацию", — рассказал ATO.ru генеральный директор "Международного центра деловой авиации" Евге
Главная | О Фонде | Дела и планы Фонда | Cовещания и конференции | Новости СМИ | Статьи в прессе | Авиаторы шутят | Форум | Реклама
Партнёр гражданской авиации Фонд развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнёр гражданской авиации»
ФОНД
НАШИ
ПАРТНЁРЫ
Авиакомпании Авиастроение и ремонт Поставки ГСМ и топливозаправка Аэропорты СДЕЛАНО В РОССИИ
Производство оборудования Кетеринг Обслуживание авиапредприятий Средства навигации и связи
Страхование и лизинг Правовое обеспечение
ПОИСК ПАРТНЁРОВ:
Регистрация нового партнёра Контакты и реквизиты

Инновационный путь России и российской гражданской авиации.

Инновационный путь России и российской гражданской авиации.

«Будущее здесь, оно рядом с нами.
Его надо только увидеть и поддержать».

С.П. Курдюмов,
член-корреспондент РАН,
директор Института прикладной математики
им. М.В. Келдыша РАН

12 мая 2009 года своим Указом № 537 Президент Российской Федерации утвердил Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. 10 сентября 2009 года Д.А. Медведев опубликовал статью «Россия, вперед!». Эти два взаимосвязанных документа четко формулируют видение Президентом РФ стратегического пути развития нашей страны. Таким образом, удалось, учитывая непростой опыт последних двадцати лет, сделать очень важное дело - сформулировать для российского общества Идею, Мечту. Впервые за много лет четко озвучена цель планирования всей нашей жизни – создать общество знаний с ориентацией на человека.
Эти, казалось бы, рутинные и незаметные события на самом деле следует рассматривать как реальные шаги к организации планирования и целеполагания в деятельности российского государства и, соответственно, российского общества. Президентом России Д.А. Медведевым совершен настоящий «прорыв». У российского общества появилась Цель, и речь идет ни много ни мало о новом жизнеустройстве, о судьбе России в мировой системе.
Называя пять приоритетов технологического развития, предлагая конкретные направления модернизации политической системы, меры по укреплению судебной власти и противодействию коррупции, Президент РФ исходит из предложенной Мечты. Сформулированная, значимая для всех нас Идея, родилась из двух основных принципов развития любого сообщества людей: духовное выше материального, а общее выше личного. Но станет ли это событие эпохальным свершением, взойдут ли посеянные семена?
Факты свидетельствуют, что в России в крайне плачевном состоянии находится один из наиболее важных институтов общества – институт семьи (институт воспроизводства человека), как следствие – серьезный демографический кризис и постоянное уменьшение количества населения страны. Обрабатывающая промышленность страны – в упадке. Серьезные проблемы испытывает сельское хозяйство, наука и образование. По реалистичным оценкам ученых, фундаментальная наука уже отстала у нас минимум на два поколения, прикладная наука в значительной своей части просто отсутствует, среднее техническое и профессиональное техническое образование либо уничтожено, либо влачит самое жалкое существование. По оценкам независимых экспертов военный потенциал России сейчас относится к возможностям стран НАТО как 1:50 или 1:60. Проблемы жизнеобеспечения, которые 20 лет назад можно было отложить, вышли на передний план. В обществе царит апатия, разобщенность и безнадежность.
Единственный значимый ресурс, которым мы можем воспользоваться – это «изменение умов», если говорить языком Конфуция [1].
Прежде всего, соответствующим образом должны измениться «умы» государственного аппарата и элиты России. У нас общие проблемы, и они должны волновать всех: чиновников, владельцев, директоров и всех остальных граждан. Наша экономика и все государственные институты должны удовлетворять потребностям человека.
Если говорить о национальной безопасности, то очевидно, что альтернативы инновационному, социально ориентированному пути развития страны нет. Эта реалистичная Идея (Мечта) призвана объединить российское общество и тогда нам под силу изменить траекторию движения нашей экономики.
Получив четкое целеполагание, основная задача государственного аппарата на современном этапе (как общественного института, обладающего значительными материальными ресурсами) – соответствующим образом организовать планирование инновационного развития страны, научиться прогнозировать, научиться проектировать будущее в интересах общества и вырабатывать «технические задания» на нужные стране инновации. Для инновационного развития необходимо сломать сложившийся уклад жизни чиновников.
Для начала необходимо сформировать организационно-правовые основы национальной инновационной системы, охватывающей все этапы инновационного цикла – от появления идеи до разработки технологии и производства продукции. Важно понимать, что наличие в стране полного инновационного цикла это основа обеспечения научно-технологической безопасности государства, без которой технически невозможно долго сохранять свои границы в современном мире, уже вступившем в зону очередного коренного перелома своих геополитических основ.
Что такое инновационный цикл? Каким он был в СССР? Каков он в развитых странах?
Сначала – фундаментальные исследования, условно говоря – на рубль. Потом – прикладные исследования, уже на порядок дороже. Далее идет создание технологий и вывод их на рынок – это уже 100 рублей затрат. Потом следует реализация новых товаров и услуг, осуществление появившихся возможностей. Затем идет экспертиза всего этого, выявление возникших проблем и постановка новых задач – и снова начинаются фундаментальные исследования. Конечно же, мы говорим о государственном инновационном цикле, который работает в интересах общества в целом.
Государственный инновационный цикл уже давно в нашей стране отсутствует. Прикладная наука фактически не востребована. Негде использовать новые разработки: в России отсутствуют высокотехнологичные крупные промышленные компании. Что толку от исследований в аэродинамике или динамике полета, если произошедший в России с начала 1990-х годов спад выпуска гражданской авиатехники грозит полной потерей накопленного опыта ее производства и разрушением авиастроения? При этом реализуемые крупные проекты в гражданском самолетостроении (SSJ-100 и МС-21) являются «переходными» проектами и не могут рассматриваться специалистами в качестве «прорывных» [2]. Основная значимая для общества цель этих проектов – сохранение авиационной промышленности, специалистов, опыта проектирования и постройки гражданских воздушных судов. Такое положение дел с созданием и производством авиатехники не является виной авиационных специалистов, это наша общая беда, являющаяся следствием отсутствия в России инновационного цикла. Следствием этой проблемы также является тот факт, что гражданская авиация России не занимается удовлетворением потребностей общества в воздушных перевозках и в выполнении авиационных работ. Авиационным транспортом сегодня могут воспользоваться только 5-7% населения [3], при этом доля международных перевозок пассажиров в общем годовом объеме уже приблизилась к 50%. За последние 20 лет объемы авиационных работ в РФ упали гораздо заметнее, чем объемы перевозок пассажиров. Уже 20 лет, как произошла полная "консервация" выполнения наиболее сложных авиаработ и авиаработ в особых условиях Крайнего Севера.
Продолжающаяся деградация образования и науки – тоже следствие отсутствия инновационного цикла. Государственной экспертизы также больше нет, попытки ее восстановить блокируются на многих уровнях государства и частного бизнеса, у большинства уже нет понимания, для чего она нужна.
Создание государственного инновационного цикла это, прежде всего, вопрос организационный. Это очень трудная управленческая задача с точки зрения формирования адаптированных к новым экономическим условиям государственных структур.
Тем временем, развитые страны не стоят на месте. Особо следует отметить Соединенные Штаты Америки, где не только пытаются заглядывать в будущее, но и активно его проектируют – в своих, конечно, интересах. Ответственные чиновники в США прекрасно понимают: прежняя модель развития мировой экономики исчерпала свои возможности, впереди – переход в совершенно новый Шестой технологический уклад экономики. И они методично, на научной основе готовятся к этому переходу.
Ниже приведена принятая карта технологических укладов мировой экономики 20-21 веков с указанием принципиально новых технологий (по сравнению с предыдущим укладом), дающих качественно новые возможности человеку:
IV технологический уклад
• Массовое производство
• Автомобили
• Самолеты
• Тяжелое машиностроение
• Большая химия
V технологический уклад
• Компьютеры
• Малотоннажная химия
• Телекоммуникации
• Электроника
• Интернет
VI технологический уклад
• Биотехнологии
• Нанотехнологии
• Проектирование живого
• Вложения в человека
• Новое природопользование
• Робототехника
• Новая медицина
• Высокие гуманитарные технологии
• Проектирование будущего и управление им
• Технологии сборки и уничтожения социальных субъектов
Математическая теория исторических ценозов [4] утверждает, что каждый грандиозный исторический период разворачивался в своей особой геоклиматической зоне. Уникальная экономическая формация каждого периода, включая ее властные институты, основную форму собственности, специфическую экономику и тому подобное представляла адаптацию к особенностям зоны, максимизируя полезность ее ресурсов. Сам беспрецендентный рост человека как вида стал возможен благодаря этой специальной адаптации – возникновению обществ и экономик как особой среды для скоростного обмена информацией по всей территории обитания. Заселение очередной геоклиматической зоны всегда создавало новое общественное богатство, при этом качество жизни широких слоев общества существенно повышалось.
Как американцы управляют будущим? Все просто: они обладают культурой, позволяющей сохранять мировое историческое наследие (опыт прошлых веков), и у них реально работает весь государственный инновационный цикл – от появления идеи до ее практической реализации. Они не пользуются в своих интересах примитивным подходом (хотя и не прочь его навязать другим государствам): пусть, те, некоторые чудаки, придумывают какие-то инновации и пытаются их продать; какие – не нашего, начальников, ума дело. Государство в США прогнозирует и планирует жизнь общества – на это тратятся огромные средства. Поэтому там понимают, что Мир, в котором мы живем, нелинеен и открыт, будущее, конечно, тоже открыто и множественно, но оно не произвольно [5].
Методологической основой планирования и организации инновационного цикла в США являются доступные всем научные теории. Вот некоторые из них: теория Н.Д. Кондратьева о больших волнах в экономике, теория инновационного развития Брайана Артура, теория техноценозов Б.И. Кудрина, теория исторических ценозов Л.Г. Бадалян и В.Ф. Криворотова, структурно-демографические модели П.В. Турчина, теория самоорганизации (синергетика) [6] – новый междисциплинарный подход, созданный Германом Хакеном, и развивающийся в нашей стране благодаря усилиям С.П. Курдюмова, А.А. Самарского, Г.Г. Малинецкого, новейшая научная дисциплина – математическая история, одними из пионеров которой являются Фернан Бродель, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, С.П. Капица. Американцы творчески развивают эти теории в своих интересах и приспосабливают к практическим задачам.
В США понимают, что глубинные причины нынешнего затяжного экономического кризиса – в исчерпании возможностей Пятого технологического уклада. Доминирующая сегодня нефтяная экономика находится на грани своих возможностей.
Российский экономист Николай Дмитриевич Кондратьев еще в 20-е годы прошлого века выяснил, что качественные изменения экономики происходят в виде Больших волн, несущих с собой новые технологические уклады. Каждый уклад проходит в своем развитии три этапа. Сначала возникает наука, связанная с новыми возможностями (10–15 лет). Потом наступает стадия создания опытных образцов техники (еще 10–15 лет). Наконец, столько же длится и третий этап – проникновение нового техноуклада в экономику [7].
Здесь важно отметить, что вместе с технологическими укладами вынуждены меняться все социальные институты и сам человек. В развитых странах уже внедрено в широкую практику непрерывное (через всю жизнь) массовое высшее образование (в перспективе – всеобщее), как этого требует экономика знаний, с обновлением учебных продуктов не реже, чем в 3-5 лет в соответствии с существующим темпом устаревания знаний.
СССР при Сталине смог максимально воспользоваться преимуществами Четвертого уклада, за короткий срок была создана лучшая в мире система образования. Удалось ли другим странам совершить подобный скачок, прорваться в будущее в последние десятилетия? В качестве примера можно привести Южную Корею. Эта страна на пятой кондратьевской волне стала одним из лидеров Пятого уклада (пятой кондратьевской волны), выйдя на темпы прироста, превышающие 10%. Но ей пришлось до 43% своего ВВП тратить на инвестиции и инновации, умеряя потребление. Населению страны пришлось напряженно учиться – много лет Сеул занимал первое место по числу физиков на душу населения. Тоже происходит и в Китае – китайцам приходится работать и учиться, затянув пояса. Постсоветская Россия вообще не смогла воспользоваться возможностями Пятого уклада. Впрочем, не мы одни не смогли воспользоваться этими выгодами.
В СССР были развернуты поисковые, фундаментальные научные исследования, охватывающие широчайший спектр проблем. Созданным научно-техническим заделом мы пользуемся до сих пор. Но не была решена проблема внедрения в экономику в интересах общества результатов этих исследований – инновационных технологий и продуктов.
Во многом это произошло из-за отсутствия государственной структуры, координирующей инновационное развитие в стране в целом и обладающей соответствующими полномочиями. Эффективное управление инновационным развитием в масштабах всей экономики возможно только с помощью достаточно крупных стратегических проектов, осуществляемых по заказу государства с мобилизацией всех интеллектуальных ресурсов страны. При этом такие инновационные воздействия на экономику должны быть точечными и хирургически выверенными для того, чтобы экономика была жизнеспособна и соответствовала окружающей действительности.
В качестве примера внедрения в России результатов научных исследований приведем известный в авиационно-космическом комплексе проект ЭКИП (Экология и прогресс) [8].
В результате долголетних, фундаментальных исследований российскими учеными были сформулированы и реализованы на летающих моделях новые и вполне достижимые принципы построения гражданских летательных аппаратов, обладающих «прорывной» коммерческой и социальной эффективностью:
1. Объединение функций крыла и фюзеляжа с помощью аэродинамически несущего корпуса (новая аэродинамическая схема самолета – летающее крыло).
2. Активное и с малыми энергозатратами управление течением в пограничном слое, что приводит к снижению аэродинамического сопротивления (управление потоком).
3. Использование взлётно-посадочного устройства на воздушной подушке, обеспечивающего посадки аппарата на аэродромах любой категории, земляных площадках, водных, смешанных водно-земляных или снежно-ледовых поверхностях.
4. Применение комбинированных многотопливных двигателей, работающих как на традиционных видах топлива, так и на альтернативных дешевых видах (сжиженные метан, природный и попутный газы). Такие двигатели позволят существенно снизить удельный расход топлива и прочие эксплуатационные расходы при увеличении ресурсов и надежности.
5. Широкое использование современных материалов (в т.ч. полимерно-композитных), обеспечивающих снижение веса, технологичность и долговечность конструкции.
Указанные принципы были реализованы на летающих аппаратах типа ЭКИП в период с 1980 по 2001 год специалистами ведущих предприятий авиационно-космического комплекса страны под руководством профессора Л.Н. Щукина – ученого фирмы С.П. Королева. В СССР эти исследования финансировались. В 1990-е годы, благодаря титаническим (за гранью физических возможностей) усилиям профессора Щукина, были пройдены все экспертизы авиационной промышленности, получены все необходимые согласования. На основании проведенной работы Президентом РФ было дано поручение № ПР-1734 от 24 октября 1997 года о выделении финансирования по проекту ЭКИП из федерального бюджета. Поручение Президента РФ выполнено не было.
Тем не менее:
- в 1999 году проведено широкое обсуждение работы по разработанной системе управления течением в пограничном слое на семинаре Института механики МГУ под руководством академика РАН Г.Г. Черного, получена высокая оценка выполненных работ;
- в федеральном бюджете РФ на 1999 год отдельной строкой включен НИОКР по проекту ЭКИП в объеме 10 млн. рублей.
Несмотря на неоднократные обращения разработчиков и заинтересованных в таком аппарате ведомств в Минфин с просьбой о реализации соответствующей части Федерального закона «О бюджете на 1999 год», деньги по бюджетной строке так и не были выделены. Работы по проекту ЭКИП остановились.
Ученым пришлось годы потратить на административные проблемы с бюрократией, а не на науку. В 2001 году в результате длительного общения с государственной машиной у профессора Л.Н. Щукина остановилось сердце.
Опять возобладал примитивный, либерально-колониальный подход. Принципиально важно то, что реализованные в металле принципы проектирования Л.Н. Щукина почти никого из высоких начальников, ответственных за создание новой авиационной техники, не волнуют и сейчас. Но заинтересовались специалисты из США, ФРГ, Индии, Китая.
Учитывая огромную проделанную работу, необходимо всего лишь порядка одного миллиарда рублей для завершения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по окончательной отработке систем на управляемом летательном аппарате и подтверждения заявленных результатов. При этом для проведения продувок в ЦАГИ уже изготовленных аппаратов ЭКИП с работающими двигателями требуется гораздо меньше средств.
Понятна и очевидна психология больших начальников Минпромторга, ЦАГИ, прочих государственных и частных организаций - пока они не заинтересованы в перспективных проектах, обладающих «прорывной» коммерческой и социальной эффективностью (из-за отсутствия национальной инновационной системы).
Очевидно, что выделяемые из федерального бюджета деньги необходимо контролировать.
Но также очевидно, что в современных условиях традиционные конструктивные решения в гражданском самолетостроении заведомо не обеспечивают объемов спроса на продукцию, достаточных для рентабельной реализации новых проектов. Это красочно показывают два российских проекта по созданию и производству самолетов SSJ-100 и МС-21.
Мировая экономика вышла на режим с обострением (режим, при котором одна или несколько величин, характеризующих систему, неограниченно возрастают за ограниченное время). Опыт предыдущих кондратьевских циклов показывает, что именно сейчас, в нисходящей фазе, связанной с кризисами, и происходит создание, отбор и внедрение того нового, что определит развитие экономики на 40-50 лет вперед. По прогнозам в 2015-2018 годах должна начаться восходящая фаза кондратьевского цикла и переход к Шестому укладу экономики.
Поэтому в гражданском самолетостроении наступило время, когда риск реализации инновационных решений становится исторически необходимым и вполне приемлемым. Сегодня консервативные «низкорисковые» решения гарантируют коммерческий провал новых самолетов. Традиционные подходы к проектированию самолетов исчерпали себя - незначительные улучшения требуют неоправданно огромных затрат. Это не вина конструкторов, а закон развития сложных технических систем – техноценозов [9].
Технические решения, заложенные в проекты SSJ-100 и МС-21, должны обеспечить относительно низкий уровень операционных затрат авиакомпаний. Однако для осуществления прорыва средне- и дальнемагистральных самолетов на новые или утраченные рынки российской авиапромышленности уже недостаточно предложить продукт, лишь сравнимый по экономической эффективности с продукцией лидеров мирового авиастроения. В активе зарубежных авиастроительных компаний – тысячи воздушных судов и авиадвигателей, успешно эксплуатируемых во всем мире на протяжении многих лет; авторитет, накопленный благодаря высокому качеству изделий и сервисных услуг; значительные кадровые и финансовые ресурсы. Авиакомпании, эксплуатирующие зарубежные самолеты, уже располагают подготовленным персоналом, средствами диагностики и обслуживания самолетов, налаженными связями с производителями и ремонтными предприятиями.
Таким образом, при прямой конкуренции с Boeing и Airbus преимущество новых российских самолетов перед зарубежными аналогами должно быть «прорывным», чтобы оправдать отказ авиакомпаний от уже ставшей привычной авиатехники американского или европейского производства.
Кроме этого, при разработке новых воздушных судов необходимо сосредоточиться на обеспечении массовой доступности авиатранспорта для большинства населения России (на обеспечении социальной эффективности), особенно в регионах с неразвитой наземной инфраструктурой. При этом необходимо обеспечить невозрастание совокупного потребления энергоресурсов и объема эмиссии вредных веществ.
Важно также понимать, что успех развития зарубежного гражданского авиастроения, да и всей промышленности – это успех лишь относительный на фоне кризисного состояния российской промышленности. Мировая авиационная промышленность и гражданская авиация все в большей мере ощущают на себе глобальные противоречия – энергетические, экологические, социальные и пр., и не следует считать, что за рубежом уже готовы ответить на эти вызовы будущего.
Взяв за основу уже практически реализованный научный задел по аппаратам ЭКИП (результаты аналогичных работ на Западе пока сильно уступают достигнутому российскими учеными уровню знаний), российский авиапром в кратчайшие сроки и с минимальными затратами сможет создать инновационный продукт с «прорывным» превосходством [10]. В случае успеха, этот инновационный проект позволит России занять достойное место в мировой экономике, а также обеспечит:
- массовую доступность авиационного транспорта для большинства населения России и развивающихся стран мира даже в регионах без аэродромов и, как следствие, появление новых емких ниш рынка гражданских воздушных судов для российской авиапромышленности без прямой конкуренции с ведущими зарубежными авиастроительными компаниями;
- массовый выпуск российской авиационной промышленностью востребованных как на внутреннем, так и на внешнем рынке наукоемких летательных аппаратов, обладающих «прорывным» экономическим превосходством;
- восстановление авторитета авиационной промышленности России, который будет достигнут высокой эффективностью и высоким качеством «прорывного» продукта;
- серьезное увеличение объема перевозок российскими авиакомпаниями, что позволит преодолеть системный кризис в российской гражданской авиации;
- наличие «прорывной» экономической эффективности российских воздушных судов в течение не менее 30 лет;
- массовое внедрение в гражданской авиации альтернативных гораздо более дешевых и экологичных видов топлива (сжиженные метан, природный и попутный газы);
- кардинальный пересмотр требований к наземной аэродромной инфраструктуре в сторону ее резкого удешевления.
Удивительно, но факт, в России аппараты с принципиально новой аэродинамической схемой (летающее крыло) уже устойчиво летали и управлялись. И не менее удивительно, что воплотить эти работы в инновационный продукт в России не реально, хотя авторы, будучи уже в преклонном возрасте, готовы подарить своей Родине всю документацию и все свои знания (только запатентованные разработки оценены в 2004 году американской компанией Ernst & Young в один миллиард двести пятьдесят тысяч долларов США). Интересен также тот факт, что делегация специалистов США в военной форме в 90-х годах прошлого столетия не поленилась приехать на Саратовский авиационный завод, где до сих пор стоят в высокой степени готовности два девятитонных летательных аппарата ЭКИП. Переговоры с разработчиками шли долго. На любые материальные условия американцы были согласны, но они не смогли выполнить всего одно требование Л.Н. Щукина - строить эти аппараты не только в США, но и в России.
Чтобы понять такое поведение американских чиновников, опять воспользуемся теорией исторических ценозов. Прогресс в течение всей предшествующей истории шел в следующем направлении: рост популяции  необходимость расширения экологической ниши  необходимость осваивать «неудобья»  новые технологии  рост популяции.
Так же как в живой природе, достигнув потолка своей экологической ниши, человечеству всегда приходилось приспосабливаться, отыскивая новые технологии, позволяющие прокормить большее число людей и повысить качество жизни. Всегда приходилось идти из обжитых мест и осваивать «неудобья», нащупывать новые технологические уклады. И главный вектор развития в пройденном историческом пути – поиск новых, более мощных источников энергии. Обострение противоречий, борьба угля и нефти привели в 20 веке к двум мировым войнам, преобразовавшим не только политическую карту мира, но и всю нашу реальность.
Главной задачей России в начале 21 века, как и в начале 20 века, является задача: не потерять Сибирь, Крайний Север и Дальний Восток. Эти территории – один из последних нетронутых пока кусков суши. Его освоение потребует выработки принципиально нового пакета социальных институтов, которые будут вырастать вокруг принципиально новых технологий, формируя экономику для работы с хрупкой экологией в особо трудных условиях крайне богатой территории последних «неудобий» Земли.
Столкнувшись с этой же проблемой больше ста лет назад, Сергей Юльевич Витте сумел убедить высшее руководство России в необходимости строительства Транссибирской магистрали, связавшей страну, и реализовал этот грандиозный проект.
Не из-за этой ли проблемы в СССР проводились крупномасштабные исследования труднодоступных регионов? Не поэтому ли первая звезда Героя Советского Союза была вручена полярному летчику А.В. Ляпидевскому за розыск и спасение челюскинцев? Был накоплен огромный опыт освоения Арктики, Сибири и Дальнего Востока, создана соответствующая наземная инфраструктура, в результате чего наша страна вышла на самые передовые позиции в плане практического использования результатов этих исследований. При этом полярные станции (научные и гидрометеорологические), ледокольный флот и авиация были тем базисом, на котором все это было организовано и без которого невозможно освоение и вся жизнедеятельность в этих труднодоступных регионах.
Сегодня же российское общество практически потеряло созданную наземную инфраструктуру в труднодоступных регионах, собственными руками почти уничтожена воздушная транспортная система местных и региональных авиалиний Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Прекратились авиационные работы в Арктике. Прекращена деятельность сотен аэропортов в этих районах, что привело к обезлюдиванию тысяч населенных пунктов. По сути, мы уже не в состоянии обеспечить геополитическое единство 2/3 своей территории.
Для того, чтобы свернуть с гибельного пути нам необходимо, как и в былые времена, строить высокотехнологичную транспортную систему, включая в нее и воздушный транспорт, и железные дороги, и Северный морской путь, и оптоволоконную связь [11].
Как говорил академик Никита Николаевич Моисеев, если Древняя Русь была создана на торговом маршруте «из варяг в греки», то новая Россия должна стать на пути «из англичан в японцы». Нам необходимо резко увеличить проходимость торговых потоков в направлении Юго-Восточная Азия – Европа через наше экономическое пространство. Такая транспортная система по-новому свяжет страну, позволит дать работу миллионам человек, обеспечит получение доходов от транзита грузов, реанимирует Северный морской путь, возродит и создаст сотни аэропортов и тысячи населенных пунктов. Также такой крупный стратегический проект даст толчок инновационному развитию в масштабах всей экономики. Главный же эффект для всего российского общества будет заключаться в том, что такая транспортная система с опорой на развитие внутренней торговли и внутреннего производства будет способствовать созданию более равномерно распределенной системы расселения России, позволяющей полнее использовать богатства территорий. В результате - решится серьезнейшая проблема гиперурбанизации и резко возрастет роль мотивированного населения, вооруженного самой высокой технологией связи и логистики. Как следствие резко повысится обороноспособность страны, т.к. освоение и заселение территории – лучший способ обороны [12].
Очень важно понимать, что новые авиационные технологии, подобные ЭКИП - это мост из Четвертого в Шестой технологический уклад. Это крупномасштабная инновация, которая способна кардинально изменить облик целых отраслей экономики. Летательные аппараты ЭКИП это как раз та недостающая для освоения «неудобий» транспортная технология. Эта транспортная технология в сочетании с другими технологиями Шестого уклада, в частности с новым типом землепользования и с новыми источниками энергии (прежде всего - газ), резко поднимут производительность территорий, которые сегодня представляют собой «неудобья» и являются нерентабельными территориями в рамках экономики нефти.
Но для того, чтобы такие масштабные инновационные проекты возникли и были реализованы с наименьшими потерями для общества (без потрясений и социальных катастроф) необходимо «изменение умов» государственного аппарата и элиты России. Переход экономики к траектории инновационного роста потребует соответствующего пересмотра базовых принципов работы исполнительной и законодательной власти. В частности, требуется кардинально пересмотреть кадровую политику на государственной службе. Необходимо научиться формировать федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, основываясь на новой государственной Идее перехода к обществу знаний. На основании сформулированных стратегических целей нашего общества должны получить реальную поддержку важнейшие для инноватики сферы: Вооруженные силы, образование, наука, культура. Решения, принимаемые исполнительной властью, должны строго соответствовать общенациональной Идее, сформулированной Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и статьей Президента РФ «Россия, вперед!».
Беспристрастный анализ теории исторических ценозов показывает, что рыночная саморегуляция - очень активный метод стимулирования мотивации, но работает только в очень ограниченном диапазоне условий. Строго говоря, в России, хотя бы из-за геоклиматических особенностей, не было таких условий и в 1990-е годы – доминирующая нефтяная экономика с ее рыночной саморегуляцией у нас просто не настолько эффективна, чтобы оправдать значительные начальные вложения с экономической точки зрения. Сегодня рыночная саморегуляция не применима и в США. В развитых странах либеральные иллюзии и многие другие предположения уже рухнули. В развивающихся же странах зачастую затруднен даже отказ от устаревшей практики.
«Идея того, что рынки всегда правы, безумная идея. Идея, что саморегулирование может решить проблемы, умерла. Идея невмешательства государства умерла. Идея всемогущих рынков умерла», - утверждает Президент Франции Н. Саркози.
Итак, резюмируем.
Мир вступил в очередную эпоху перемен. Объективная реальность требует осознания необходимости следовать закономерностям и количественным ограничениям Природы. Переход к обществу знания (постиндустриальному, информационному) приведет к изменению мировоззрения. На сегодняшний день научному сообществу на основе междисциплинарного подхода удалось формализовать сугубо описательные области знаний – историю, социологию, государственное управление. Российскими учеными уже накоплен большой практический опыт математического моделирования развития сложных явлений и конструкций. Теперь у государства есть возможность прогнозировать исторический процесс развития целых стран на основе математического моделирования. Из математических моделей теории исторических ценозов следуют следующие выводы:
1) Решение об инновационном развитии России - единственно верное в складывающихся условиях мировой экономики. Все альтернативные пути ведут к потере значительной части территории страны.
2) В стране пока не созданы организационно-правовые основы национальной инновационной системы. Необходимо организовать государственный инновационный цикл. Особое внимание следует уделить организации независимой государственной экспертизы.
3) У эволюции человека как вида существует единственный категорический императив – территория, поддающаяся освоению возникающими технологиями, должна быть освоена. Если это не делается проживающими на ней народами, то всегда находится значительный контингент желающих их заменить или разделить их наследство. Технологии Шестого уклада открывают доступ к огромным богатствам Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Освоение и заселение этих территорий России (лучший способ обороны и развития страны) абсолютно невозможно без организации обширной и эффективной системы воздушного транспорта. С изменением технологического уклада будут меняться инфраструктура, социальные отношения и властные институты.
4) Из-за геоклиматических условий экономически разумной альтернативы авиации в нерентабельных сегодня регионах России не будет. Основная задача российского гражданского самолетостроения – создать экономически эффективный инструмент освоения «неудобий» России. Если американские или китайские ученые создадут такой эффективный авиационный инструмент раньше нас, то нам его не купить (вопрос не в стоимости).
5) Только опираясь на становые инновации (духовное выше материального, а общее выше личного) и рассчитывая только на собственные силы, мы сумеем перевести экономику страны на траекторию инновационного роста. В будущем выживание страны будет зависеть только от внутренней торговли и внутреннего производства. У России – колоссальный потенциал территории, а также народа, способного к ее освоению. В случае неудачи наше сообщество распадется, мы не будем сырьевым придатком – мы потеряем страну.
6) Место стран в мировом технологическом пространстве и судьба России определятся в течение 5-7 лет. Самая сложная и срочная задача – адаптировать к новым экономическим условиям государственную систему управления. Также необходимо пересмотреть доминирующие сегодня в государстве экономические теории на соответствие поставленной перед обществом Цели.




Смирнов Олег Михайлович.
Президент Фонда «Партнер гражданской авиации».
Заслуженный пилот СССР.
Заместитель Министра гражданской авиации СССР.

Олейников Вадим Анатольевич.
Эксперт Комитета по транспорту Государственной думы ФС РФ.
Летчик-испытатель СССР.

Казачковский Сергей Васильевич.
Советник Генерального директора ФГУП ГосНИИ ГА.




Цитируемая литература

1. О состоянии России и о прогнозе ее развития подробнее см. «Критическое десятилетие. Доклад о перспективах РФ», д.ф.-м.н, профессор Г.Г. Малинецкий, Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН - http://www.nanonewsnet.ru/articles/2009/georgii-malinetskii-doklad-o-perspektivakh-rf
2. Здесь и далее, говоря об экономическом анализе развития гражданского авиастроения, авторы используют результаты исследования «Управление инновационным развитием гражданского авиастроения» – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2009, автор - д.э.н., к.т.н., профессор В.В. Клочков.
3. Балашов В.В., Смирнов А.В. Модель оценки спроса на пассажирские перевозки, оплачиваемые пассажирами из собственных средств // Научный вестник МГТУ ГА. № 104, 2006, с. 24-31
4. Исторический ценоз – социальная общность со своими социальными институтами и экономикой. Теория исторических ценозов разработана к.ф.-м.н. Л.Г. Бадалян и к.ф.-м.н. В.Ф. Криворотовым, относится к новой дисциплине - математической истории. Здесь и далее авторы используют эту теорию согласно книге «История. Кризисы. Перспективы: Новый взгляд на прошлое и будущее»/ Под ред. и с предисл. Г.Г. Малинецкого. – М.:Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010, авторы к.ф.-м.н. Л.Г. Бадалян и к.ф.-м.н. В.Ф. Криворотов.
5. Подробнее см. статью С.П. Курдюмова и Е.Н. Князевой «Структуры будущего: синергетика как методологическая основа футурологии» - http://spkurdyumov.narod.ru/knyazis.htm
6. О теории самоорганизации (синергетике) см. сайт члена-корреспондента РАН, д.ф.-м.н. С.П. Курдюмова - http://spkurdyumov.narod.ru
7. О техноукладах и теории Н.Д. Кондратьева рассказывается по работе
д.ф.-м.н, профессора Г.Г. Малинецкого –
http://www.nanonewsnet.ru/articles/2009/georgii-malinetskii-doklad-o-perspektivakh-rf.
8. Подробнее см. сайт авиационного концерна ЭКИП –
http://www.ekip-aviation-concern.com
9. О теории техноценозов см. - http://www.kudrinbi.ru/
10. Авторы просто не знают о других более экономически эффективных масштабных инновациях в гражданском авиастроении с таким же научно-техническим заделом и на такой стадии реализации (летающие модели). Были попытки «прорывных» разработок в КБ Мясищева и разработок экранопланов, но они все же уступают ЭКИП по предполагаемой социальной и экономической эффективности.
11. В России уже разрабатываются такие проекты. Например - проект, предложенный президентом Фонда развития России (http://frrus.ru), профессором Е.М. Гриневым. Краткую информацию об этом можно получить в статье профессора Г.Г. Малинецкого «Проект "Россия" в синергетическом контексте», журнал Института экономических стратегий Отделения общественных наук РАН "Экономические стратегии", № 01-2009, стр. 40-46 - http://www.inesnet.ru/magazine/mag_archive/free/2009_01/malinetsky.htm
12. О математическом прогнозировании войн будущего см. Л.Г. Бадалян и В.Ф. Криворотов «История. Кризисы. Перспективы: Новый взгляд на прошлое и будущее»/ Под ред. и с предисл. Г.Г. Малинецкого. – М.:Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010


Вы также можете скачать данную статью в формате doc
 




НАШИ КОНТАКТЫ
Координаты Фонда:

125167, Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 3
Тел.: (915) 218-56-58

Электронная почта

Учебные заведения ГА

Подготовка кадров ГА - одна из наиболее острых проблем отрасли. Отрасли остро не хватает пилотов, кадров инженерно-технического профиля, диспетчеров по УВД, профессиональных техников.
В текущем году авиационные учебные заведения страны увеличивают прием студентов.

велосклад ру

Информационное агентство Российская авиация и космонавтика

Поставка авиационно-технического имущества

Denzy


Союз авиапроизводителей

кубок «АВИА 2014»


ПОИСК МАТЕРИАЛОВ
Главная | О Фонде | Дела и планы Фонда | Cовещания и конференции | Новости СМИ | Статьи в прессе | Авиаторы шутят | Форум | Реклама
Новости гражданской авиации и авиакомпаний | Фонд «Партнёр гражданской авиации» | Карта сайта

Материалы об авиакомпаниях:

Авиакомпании в Фонде «Партнёр гражданской авиации»
Новости СМИ об авиакомпаниях | Статьи в прессе об авиакомпаниях | Авиакомпания «Россия» | Авиакомпания «Аэрофлот» | Авиакомпания «Атлант-Союз»
Типы бюджетных авиакомпаний | Как правильно выбрать авиакомпанию? | Обязанности авиакомпании при задержке рейса | «Черный список» авиакомпаний