 |
К итогам безопасности полетов за первое полугодие 2008 года.
|
сайт "AviaFOND.ru"
20 ноября 2008 г. |
Олег Смирнов Президент фонда "Партнер гражданской авиации"
|
Ространснадзор, добросовестно исполняющий свои функции как инспектирующий и надзорный орган, рисует реальную, объективную картину ,в которой, к сожалению, констатируется, что за 2007 год и прошедшие месяцы 2008 года по ряду показателей наблюдается тенденция снижения уровня безопасности полетов, что «абсолютные показатели состояния безопасности полетов в первом полугодии 2008 года … ухудшились, в связи с ростом числа катастроф и погибших при этом пассажиров и членов экипажей ВС».
Безопасность полетов это комплексная проблема и задача №1 для гражданских авиаций всех стран мира входящих в ИКАО, в том числе и для России, как члена этой международной организации гражданской авиации.
Летная работа это особый, уникальный вид деятельности человека в отрыве от земли на больших высотах и скоростях, поэтому она требует и особого подхода к ней. Законы аэродинамики невозможно изменить ни за какие деньги, им можно только подчиняться. Самолет не автомобиль, в случае отказа не свернешь на обочину для устранения дефекта, поэтому вся система подготовки авиационного персонала должна быть направлена на его высокие профессиональные и духовные качества. Должна учитывать свой и мировой многолетний опыт организации летной работы, поддержания летной годности воздушных судов, безопасности полетов.
Документами ИКАО подробно расписано, что и как необходимо делать в целях поддержания высокого уровня безопасности полетов и предотвращения авиакатастроф, причинами которых может быть множество факторов – неэффективная система государственного регулирования ГА, низкий уровень профессиональной подготовки авиационного персонала, техническое состояние воздушных судов, состояние аэропортовой инфраструктуры и аэронавигационного оборудования и многое другое.
Остановлюсь на одном факторе, базовом и системном, без решения которого объективно невозможно делать следующие шаги и который можно решить без особых дополнительных капиталовложений. Речь идет о системе государственного регулирования деятельности гражданской авиации.
В результате бездарно проведенной в отрасли административной реформы мы пришли к тому, что уже несколько лет организацией вышеуказанных направлений деятельности ГА на государственном уровне заниматься просто некому.
Минтрансу реформой предписано заниматься стратегией транспортной политикой и нормотворчеством (последнее, правда, в полном загоне – 40% правового поля деятельности гражданской авиации является выжженной пустыней и мы занимаемся летной деятельностью по документам прошлого века уже 18 лет несуществующего государства. Очевидно, что этот фактор, мягко говоря, не способствует повышению уровня безопасности полетов. В этом уверены все авиаторы. Государство безмолвствует.
Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ) - Росавиацию до того дореформировали, что там не осталось ни одного летчика и авиационного инженера, а так же структур регулирующих летную деятельность - основу авиации. То есть из госорганов вытравлена душа авиации.
Федеральная служба в сфере транспорта (ФСНТ)-Ространснадзор занимается надзором и контролем.
И как финал – ни одному госоргану не прописана ответственность за безопасность полетов. Вот она – главная причина снижения безопасности полетов. Как говорят, у семи нянек дитя без глазу.
Абсолютно непонятна логика исполнителей реформы. Ведь перед авиационным международным сообществом (ИКАО) первую ответственность за безопасность полетов несет государство – член ИКАО, через создание соответствующих регулирующих органов. Как же Россия может исполнять эти функции, если основные инструменты государственного влияния, в лице аморфной авиационной администрации, устранены от вопросов организации летной работы и ответственности за это? Воистину, рубят сук на котором сидят. ИКАО то будет спрашивать с государства, а тому спросить не с кого.
Дореформировались однако.
За последнее время, не без нашего участия и общественных профессиональных организаций, руководство страны поняло всю абсурдность созданной безответственной системы госрегулирования ГА. В подтверждение этого, недавно состоялось решение Правительства о передаче функций организации летной работы, поддержания летной годности ВС, безопасности полетов и авиационной безопасности в Росавиацию. Шаг в нужном направлении, но это половинчатое решение, а потому заведомо не эффективное. Росавиация осталась в статусе Агенства, который оговорен соответсвующими государственными документами и главной функцией которого является оказание услуг.
После передачи ему коренных функций организации летной работы и безопасности полетов, предоставление услуг должно уйти на десятый план. Главным должна стать организация всех авиационных направлений деятельности отрасли, из которых , в результате, и складывается высокий уровень безопасности полетов. Кроме того, Росавиации не передано право и ответственность за авиационное нормотворчество и ведение авиационных международных вопросов.
Выход один – необходимо срочно изменить статус Росавиации как Агенства и сделать его единым полномочным госорганом, который бы был способен эффективно решать поставленные выше задачи и нести персональную ответственность за безопасность полетов. Например, это может быть Госкомитет с прямым подчинением Правительству РФ. В вопросах же выработки транспортной политики государства главенство оставить за Минтрансом. Такая схема принята в мировой практике.
Чудес в авиации не бывает, чем быстрее мы решим структурную, в общем то, не сложную задачу , необходима только управленческая воля, тем быстрее избежим опасностей которые таит в себе существующая система государственного регулирования ГА. А пока часы тикают не в пользу безопасности полетов.
Мы неоднократно представляли конкретные профессиональные предложения по исправлению ситуации. Как представляется, предложения разумные и мотивированные, так как ни один госорган после представленных профессиональных аргументов не возразил. Кажется, удалось убедить, но практическое исполнение идет вяло и неадекватно реальному положению вещей.
А между тем, уровень безопасности полетов, как показывает анализ Ространснадзора, продолжает снижаться.
Чего ждем? Не понятно.
|