 |
«Подготовка летного персонала и безопасность полетов»
|
сайт "AviaFOND.ru"
29 октября 2008 г. |
О.М. Смирнов
|
На макроуровне ситуация с летными кадрами является системной и кризисной.
Практически все авиакомпании, особенно те, которые наращивают объемы авиаперевозок (на 20-50%) ощущают на себе дефицит летных кадров. Является аксиомой тот факт, что нехватка летного персонала является самым опасным антагонистом безопасности полетов. Что в настоящее время и наблюдается. Идет перекупка пилотов из авиакомпании в авиакомпанию. Восстанавливаются на летную работу ранее освобожденные от нее по профнепригодности или по состоянию дисциплины. Всегда срок восстановления ограничивался 5 годами перерыва в летной работе. Ныне этот срок увеличен вдвое. Неоправданно форсируется переучивание с малых самолетов на большие транспортные корабли неопытных и не готовых молодых пилотов. Переучиваются на пилотов штурманы и бортинженеры в зрелом возрасте. Все это, конечно судороги, которые не способствуют повышению уровня безопасности полетов.
Причина создавшегося положения – отсутствие кадровой политики в отрасли за последние пятнадцать лет. Политика – это прежде всего умение руководителей отрасли видеть дальше своего носа. Так вот как раз этого и не происходило. И естественно грянул кадровый кризис.
Что делать? Еще два года тому назад наша общественная организация - Фонд «Партнер ГА» организовала заседание экспертного совета при Председателе Совета Федерации с участием депутатов, руководителей авиационных государственных органов, авиакомпаний, аэропортов, учебных заведений и др.
По результатам заседания были отработаны предложения профессионалов по действиям государства в вопросе подготовки авиационного персонала, которые за подписью Председателя Совета Федерации были направлены в Правительство РФ для реализации. Выполнена лишь малая часть предложений, большинство увязло в госструктурах.
Училища продолжают готовить пилотов на самолетах с идеологией пятидесятилетней давности, при почти полном отсутствии современных тренажеров.
В этой ситуации наши авиакомпании В Ы Н У Ж Д Е Н Ы организовывать на своей базе учебные центры по первоначальной подготовке пилотов, что не является их профильной деятельностью. Да, к тому же, чудес не бывает – подготовка пилота весьма дорогостоящий процесс – и рано или поздно средства израсходованные на эти цели перекочуют в стоимость авиабилета.
Подобные центры могут «потянуть» лишь крупнейшие авиакомпании. Что же делать более сотни другим Российским авиакомпаниям?
Как обеспечить в условиях ведения «хуторских» учебных хозяйств однообразие обучения на нашей громадной территории и строгое соответствии национальным критериям и критериям ИКАО?
Отдельная тема - переучивание наших пилотов на западные самолеты со «стеклянной кабиной».
Практика – катастрофы в Иркутске, Перми, посадка без шасси в Калининграде – есть результат низкого уровня подготовки летного персонала действиям в особых случаях
полета, их недоученность и упрощенчество при подборе кандидатов. Виновниками этих летных происшествий явились не экипажи, а неподобающая система организации летной работы в отрасли и абсурдная неэффективная система государственного регулирования ГА, которые позволили сесть в кабину большого воздушного судна неподготовленному должным образом экипажу. В настоящее время этот вопрос обострился – за 9 месяцев текущего года 50% авиаперевозок было осуществлено на самолетах западного производства, количество которых в РФ уже подходит к двум с половиной сотням. Это обстоятельство требует массового переучивания летного персонала с отечественных воздушных судов на западные. И вот здесь то, в условиях дефицита летных кадров и проявляется слабое место - подготовка экипажей на самолеты со «стеклянной кабиной» с отечественных самолетов со стрелочной индикацией, да еще и в составе двухчленного экипажа (после трех, четырехчленного). А ведь за безопасность полетов перед лицом международной авиационной общественности и международной организацией ИКАО несет ответственность государство – член ИКАО через создание соответствующих государственных полноценных и эффективных органов государственного регулирования.
Предлагаю соответствующим государственным органам вернуться к предложениям профессионалов, касающихся подготовки пилотов и безопасности полетов, неоднократно изложенных Фондом «Партнер ГА» в адрес Президента Российской Федерации, Председателя Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы. Реализация этих предложений стала бы коренным переломом в выводе гражданской авиации страны из кризиса.
Несколько слов о проекте решения расширенного заседания. Полагаю, что идея создания Центра подготовки авиационного персонала на базе «Школы летчиков-испытателей ЛИИ им. М.М. Громова» является рациональной и своевременной. Однако, пункты проекта по подготовке российских пилотов и инженерно-технического состава на воздушные суда иностранного производства (Airbus, Boeing и др.) исключить, поскольку для выполнения этих функций необходимо сделать еще очень многое. Приобрести современные западные тренажеры, подготовить техническую базу и преподавателей, свободно владеющих английским языком, наконец, получить лицензию на этот вид деятельности. Все это потребует значительных капитальных вложений и большой организаторской работы.
|