 |
Выступление президента Фонда «Партнер гражданской авиации» Смирнова О.М. на собрании МАРАП
Новосибирск 13.07.07
|
сайт "AviaFOND.ru"
17 июля 2007 г. |
Олег Михайлович Смирнов
|
Длительный период в «недрах» министерства транспорта России разрабатывалась «Концепция развития аэродромной сети России до 2020 года». Авиаторы узнали об этом чрезвычайно важном документе только в апреле этого года. Выступая на конференции посвященной развитию инфраструктуры аэропортов, соорганизатором которой выступал Фонд, представитель Минтранса схематично рассказал о проекте. Но этого оказалось достаточно, чтобы всколыхнуть всю конференцию. Представители аэропортов России, — участники конференции, — недоумевали, почему документ не согласовали с теми, кому предстоит претворять его в жизнь? Почему о нем не знают губернаторы, на чьей земле расположены воздушные гавани? В перерыве авиаторы предложили Фонду «Партнер гражданской авиации» обратиться к министру транспорта с письмом. Руководители аэропортов считали необходимым организовать широкое обсуждение Концепции. В противном случае они готовы были организовать коллективное обращение губернаторов к Президенту страны. В этот же день письмо от имени Фонда ушло в адрес Министерства транспорта и Росавиации.
Реакция была незамедлительной. Росавиация пригласила в Москву представителей аэропортов всех уровней — от самых крупных московских, до небольших региональных, от Калининграда до Владивостока. С обстоятельной информацией по проекту «Концепции» выступил руководитель Росавиации Бачурин Е.В.
Обсуждение было конструктивным. После совещания несколько дней Фонд получал предложения и дополнения, которые руководители аэропортов отрасли считали необходимым внести в проект. Мы проанализировали и собрали все предложения в единый документ, и оперативно направили его руководителю Росавиации от имени Фонда.
Суть предложений. Любая концепция представляет собой конструкцию, которая в процессе воплощения обрастает деталями. Если у нее нет фундамента и несущих опор — значит, у нее нет будущего. Любой аэропорт стоит на земле. Земельные отношения между государством, которому принадлежит земля и аэропортом, который находится на этой земле — вопрос фундаментальный. И если не урегулированы отношения аэропорта с государством по земельному вопросу, особенно в свете требований нового Земельного кодекса, значит, у концепции нет фундамента. В проекте же ни слова не сказано об арендной плате за землю. Но если установить арендную плату за землю, к примеру, в размере 1,5% от кадастровой стоимости, то все аэропорты в один день станут банкротами.
Другой очень важный элемент конструкции - налог на имущество. Сегодня от этого налога освобождены железные, автомобильные дороги, все виды транспорта, кроме гражданской авиации. Почему такой, я бы сказал, деликатный вид транспорта как гражданская авиация, связанный с крупными капиталовложениями, стал изгоем?
В концепции нет ни слова о подготовке кадров для аэропортовой деятельности, о тех, кому предстоит воплощать ее в жизнь.
Ничего не сказано в проекте документа об аэродромах учебных заведений. По структуре это такие же аэродромы, как и в других аэропортах, только вместо сбора средств за взлеты и посадки, у них одни расходы на летное обучение курсантов.
По всем этим вопросам внесены дополнения в концепцию.
Не стану перечислять другие замечания и предложения. Привлеку внимание еще к одному недостатку. Проект Концепции, с которым нас познакомили, больше похож на протокол о намерениях. В ней нет предложений, связанных с принятием конкретных решений по ее реализации. Например, попадет этот документ к министру финансов, а в документе нет ни одного пункта, обязывающего Минфин выделить средства на выполнение того или другого положения Концепции. Почитает министр Концепцию и скажет: этот документ, не имеет ко мне никакого отношения. Минфин выделяет деньги только по решению правительства. А здесь об этом ничего не сказано. По каждому пункту концепции необходимо иметь конкретное решение с указанием источника финансирования.
Длительное время работал Минтранс над концепцией, но результат известен. И возникают извечные русские вопросы: кто виноват и что делать?
В функции Фонда не входит определение виновных. У меня нет информации, кто давал распоряжение готовить в полусекретном режиме чрезвычайно важный для авиационного сообщества документ. Скорей всего не было такого распоряжения. Обычно люди не уверенные в собственной компетентности избегают показывать работу профессионалам. Как бы там ни было, в любом случае тень падает на министра транспорта. Его просто, как говорится, подставили в очередной раз его же подчиненные. Если бы не наше вмешательство, то ему пришлось бы очень туго при рассмотрении в правительстве РФ абсолютно сырого, не согласованного с профессионалами и губернаторами, проекта Концепции. По информации, в июле м-це Концепция развития аэропортов России до 2020 года должна быть вынесена на рассмотрение правительства. По нашему мнению, если чиновники Минтранса не успеют доработать концепцию, не успеют согласовать все изменения с другими ведомствами, то лучше перенести обсуждение на более поздний срок. Иначе ценность документа будет не больше ценности протокола о намерениях.
Справка: Госдума сразу в трех чтениях приняла законопроект об увеличении полномочий субъектов Федерации по содержанию и развитию аэропортов «О внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Документ наделяет регионы полномочиями по содержанию и развитию аэропортов (аэродромов) гражданской авиации, находящихся в собственности региона. Местные исполнительные власти смогут самостоятельно решать вопросы, связанные с содержанием имущества аэропортов (аэродромов) гражданской авиации. После соответствующего постановления Правительства РФ Росавиации предстоит определить процедуры передачи аэропортов субъектам РФ. Много придется поработать и присутствующим на МАРАПе руководителям аэропортов. Этот процесс не должен превратиться в бездумную компанию, слишком высокие ставки поставлены на кон – аэропорты и аэродромы.
В соответствующих разделах проекта Концепции предлагается отразить следующие положения:
1) в отношении налогообложения имущества аэродромных комплексов:
Согласно ст. 381 Налогового кодекса РФ организации всех видов транспорта общего пользования освобождены от уплаты налога на имущество в отношении объектов, обеспечивающих их функционирование (железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования) и только аэродромы гражданской авиации и объекты УВД подлежат налогообложению в полном объеме. Аэродромные имущественные комплексы не менее социально значимые объекты транспортной инфраструктуры страны и должны подлежать как минимум единообразному налоговому регулированию. Необходимо устранить данное противоречие, указав в Концепции об установлении единых законодательных подходов в части льготного налогообложения имущества различных видов организаций транспорта общего пользования, освободив организации воздушного транспорта от уплаты налога на имущество в отношении имущества аэродромов и объектов управления воздушным движением, а в Плане предусмотреть внесение изменений в ст. 381 Налогового кодекс РФ.
2) в отношении арендной платы за землю аэродромных комплексов:
Предлагается предусмотреть в Концепции и Плане на основании ст.22 Земельного кодекса принятие постановлением Правительства РФ «Об общих началах арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» с определением нулевой ставки прав пользования земельными участками под размещение объектов аэродромных комплексов и объектов УВД и прилегающих к ним специальных зон.
3) определение режима использования прилегаемых аэропортовых и аэродромных специальных зон:
В соответствии со ст. 87 Земельного кодекса РФ необходимо предусмотреть разработку соответствующего акта Правительства для целей обеспечения безопасной эксплуатации аэродромных объектов воздушного транспорта гражданской авиации и определения надлежащего режима использования прилегаемых аэропортовых и аэродромных специальных зон.
4) в отношении определения стоимости имущества аэродромных комплексов и установления величины права пользования:
В целях государственного регулирования вопросов перевода прав пользования федеральным имуществом аэродромных имущественных комплексов в соответствии с законодательством предусмотреть в Концепции и Плане разработку и принятие нормативно-методического руководства (типового технического задания) об определении стоимости и стоимости прав пользования имущества с учетом отраслевой специфики гражданской авиации, а также разработку и принятие межведомственного нормативного акта о Порядке согласования полномочными федеральными органами исполнительной власти сделок по аренде, концессии, доверительному управлению федеральным имуществом аэродромных комплексов.
Отсутствие этих документов существенно затрудняет многолетнюю работу ведомств по установлению надлежащих договорных отношений между аэропортовыми операторами и балансодержателями федерального имущества, поскольку действия ведомств не сбалансированы и к какому-либо результату в этом вопросе не привели.
5) в отношении поддержки экономической состоятельности аэропортовых операторов:
Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в РФ, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N1024 (раздел 4. Управление федеральной недвижимостью) предусматривается определение в исключительных случаях предоставления федерального имущества в пользование на безвозмездной основе.
Вместе с тем, данное положение акта Правительства следует понимать в системной связи с налоговым и финансовым законодательством, предусматривающим безусловную уплату налога на имущество и начисление амортизации для целей его воспроизводства.
Определение Правительством РФ данной нормы в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в РФ позволит минимизировать через процедуру независимой оценки ставку права пользования федеральным имуществом до уровня обеспечения экономической состоятельности аэропортовых операторов.
6) в отношении землеустроительных работ по участкам аэродромов и прилегающих территорий:
В Концепции и Плане целесообразно отразить положения, предусматривающие формирование в установленном порядке затрат федерального бюджета по землеустроительным работам в отношении земельными участков аэродромов и прилегающих к ним специальных зон для включения в расходные статьи федеральных Законов о бюджете.
7) в отношении строительства и ввода в эксплуатацию объектов аэродромов:
В связи с предстоящим вводом в эксплуатацию законченных строительством объектов аэродромных имущественных комплексов в рамках Федеральной целевой программы целесообразно предусмотреть в Концепции и Плане принятие отраслевого акта по урегулированию вопросов, связанных с приемом в эксплуатацию, передачей на баланс эксплуатирующей организации, обеспечением взаимодействия государственного заказчика, заказчика-застройщика, подрядчика и принимающей организации по соблюдению требований градостроительного, гражданского и налогового законодательства.
8) в отношении подготовки авиационного персонала по аэропортовой деятельности:
Нуждается о включении в Концепцию и План положения о принятии отраслевой программы подготовки (переподготовки), повышении квалификации командно-руководящего, инженерного и технического состава авиационных специалистов в сфере аэропортовой деятельности в соответствии с международными стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО и ИАТА.
9) в отношении обеспечения соответствия аэропортовой инфраструктуры эксплуатируемым типам воздушных судов:
В предстоящие 8-10 лет ожидается острая нехватка отечественных воздушных судов всех классов. Удовлетворение спроса на воздушные перевозки возможно не иначе, как с использованием иностранных воздушных судов. В этих условиях в целях надлежащего обеспечения безопасности полетов при координирующей роли отраслевого ведомства в Концепции необходимо отразить положение о разработке и принятии специальной программы по комплексному обеспечению всей авиационной, технической, аэродромной, тренажерно-подготовительной инфраструктур с использованием бюджетных и внебюджетных средств финансирования. В рамках реализации этой программы в Плане следует предусмотреть принятие ряда правительственных и ведомственных актов и проведение мероприятий от установления временных льгот (освобождения) по ввозным таможенным пошлинам на иностранные воздушные суда до подготовки аэродромной инфраструктур аэропортов по приему и обслуживанию этих воздушных судов.
10) в отношении реализации мер авиационной безопасности:
Одним из существенных вопросов развития аэродромной сети как компонента авиационной транспортной инфраструктуры с целью обеспечения авиационной безопасности необходимо отражение в Концепции и в Плане положения о бюджетном софинансировании на постоянной основе затрат, связанных с обеспечением досмотрового, иного специального оборудования аэропортов, а также аэродромов.
Формулирование приведенных предложений проводилось с использованием системного подхода не только к формированию аэропортовой сети гражданской авиации, но и с учетом особенностей экономического развития отрасли вцелом и всех факторов внешнего влияния.
Прошу Вас учитывать также, что если приведенные предложения не будут приняты в рамках Концепции, то план ее реализации представляется невыполнимым ввиду имеющихся системных противоречий законодательства, неустранение которых будет и в дальнейшем блокировать развитие как экономического, так и организационного потенциала российских аэропортов.
Ключевые слова:
Российская Федерация: Министерство транспорта, «Партнер гражданской авиации»
Аэропорты
|
|