 |
Российские авиакомпании задержали на родине
|
"Коммерсантъ"
5 июля 2007 г. |
Сергей Ъ-Рыжкин, Алексей Екимовский, Лилия Миргазиева
|
Ространснадзор и Росавиация запретили девяти российским авиакомпаниям разовые и чартерные полеты в Евросоюз. Под запрет попали крупные пассажирские и грузовые перевозчики «ЮТэйр», «Атлант-Союз» и «Русское небо». Их потери пока незначительны. Однако запрет введен под угрозой внесения компаний в черный список Евросоюза. Сами авиаторы называют большинство претензий придирками. Но российские авиавласти считают, что у компаний могут быть серьезные проблемы с полетами в Европу, если замечания не будут устранены.
«Ространснадзор и Росавиация совместным распоряжением запретили с 12 февраля выполнение чартерных и разовых полетов в страны Евросоюза ряду авиакомпаний»,- говорится в пресс-релизе Минтранса, распространенном в пятницу. Речь идет об ООО «Аэро Рент» (Москва), ОАО «Авиакомпания «Татарстан»« (Казань), ОАО «Авиационная компания «Атлант-Союз»« (Москва), ОАО «Авиакомпания «Авиакон Цитотранс»« (Екатеринбург), ОАО «Авиакомпания «Центр-Авиа»» (Москва), ООО «Авиапредприятие «Газпромавиа»« (Москва), ООО «ЛУКОЙЛ-Авиа» (Москва), ЗАО «Авиакомпания «Русское небо»« (Москва) и ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»« (Тюменская область).
Как рассказали Ъ в Росавиации, в январе Еврокомиссия (ЕК) направила авиавластям России уведомление, что перечисленные выше компании получили большое количество замечаний в рамках проверок по программе SAFA (программа оценки безопасности зарубежного авиатранспорта, см. справку) в 2004-2006 годах. ЕК не исключила, что начнет процедуру внесения перевозчиков в перечень компаний, полеты которых запрещены в ЕС. Запрет Ространснадзора и Росавиации стал своего рода упреждающим ходом накануне встречи европейских и российских чиновников в Брюсселе в пятницу, пояснили в Росавиации. «Мы надеемся, что принятие нами собственных мер позволит предотвратить включение этих компаний в черный список. Далее предстоит серьезная работа по устранению нарушений»,- уточнил Ъ замглавы Росавиации Евгений Бачурин.
Это первая угроза включения в черный список ЕС такого большого числа российских авиакомпаний. Осенью 2006 года туда могла попасть петербургская компания «Пулково» (сейчас ГТК «Россия»). Но по итогам российско-европейских переговоров и взятых «Пулково» обязательств по устранению нарушений проблема была решена. Нынешние кандидаты в черный список разнообразны. «ЮТэйр» (по неофициальным данным, подконтрольна «Сургутнефтегазу») и «Атлант-Союз» (основной акционер - правительство Москвы) входят в десятку крупнейших пассажирских авиакомпаний России с объемами перевозок более 1 млн человек в год. «Русское небо» - грузовая дочерняя компания «ВИМ-Авиа», крупнейшего чартерного перевозчика страны. «Газпромавиа» и «ЛУКОЙЛ-Авиа» - корпоративные перевозчики, аффилированные с «Газпромом» и ЛУКОЙЛом соответственно. «Аэро Рент» и «Центр-Авиа» - середняки рынка деловых перевозок.
Материальные потери всех компаний от мер авиавластей пока минимальны. «Запрет не коснулся нашей деятельности: чартеров сейчас, в низкий зимний сезон, у нас нет»,- сообщил Ъ гендиректор «ЮТэйра» Андрей Мартиросов. «Экономика авиакомпании «Русское небо» не пострадает, поскольку основной вид ее деятельности сейчас - грузовые перевозки по России, странам СНГ и в Канаду»,- говорится в пресс-релизе «ВИМ-Авиа». В «Газпромавиа» (до 16% всех ее рейсов международные, преимущественно в Европу) Ъ вообще заявили, что запрет уже снят (в Росавиации это отрицают). В «Атлант-Союзе» говорят, что постараются сохранить полеты в ЕС за счет использования двух имеющихся в парке самолетов Boeing 737, к которым «вопросов нет». Правда, по данным Ъ, примерно $1 млн могут составить потери «Атлант-Союза» - от запрета на грузоперевозки в ЕС на самолетах Ил-76.
Претензии ЕК, Ространснадзора и Росавиации вызвали у авиаторов возмущение. «Единственная проверка по программе SAFA, о которой мы знаем, выявила только два замечания»,- говорит господин Мартиросов. По его словам, это отсутствие свободного доступа к одному из аварийных выходов в самолете Ту-154 (он был заставлен сиденьями) и невнесение информации обо всех индивидуальных особенностях борта в бортовой журнал. «В Ту-154 несколько запасных выходов, они у нас свободны, что соответствует сертификационным требованиям - а то, что лишне и необязательно, мы не используем,- пояснил глава «ЮТэйра».- Все индивидуальные особенности самолета внесены в бортовой журнал на русском языке. Другое дело, что инспекторы SAFA им не владели, хотя это официальный язык Международной организации гражданской авиации - ICAO». С похожей проблемой столкнулись и в «Татарстане». «Части замечаний, которые предъявлены по итогам проверки, просто нет в природе,- возмущается гендиректор компании Магомед Закаржаев.- Например, замечание, что на борту должно быть руководство flight manual. У нас это называется «Руководством по летной эксплуатации». У нас нет ничего другого и быть не может - это одно и то же! Это Ространснадзор должен доказать ЕК, потому что отсутствие этого документа действительно считается крайне важным замечанием». «Мы, конечно, благодарны европейски инспекторам, потому что подобные проверки в итоге приводят к позитивным результатам, однако запрет на полеты считаем крайней мерой,- сообщил Ъ гендиректор компании «Центр-Авиа» Алексей Сакач.- Требования SAFA вообще весьма косвенно связаны с безопасностью полетов. Одно из них, например, относилось к «грязному внешнему виду самолета»». По мнению авиаторов, РФ нужно создать свой симметричный инструмент, схожий с SAFA. При этом они весьма недовольны тем, как авиавласти страны отстаивают интересы ее авиакомпаний.
Однако в Росавиации придерживаются другой позиции. «В вопросах безопасности мелочей не бывает»,- говорит замруководителя Росавиации Евгений Бачурин. По его словам, очередное заседание европейского комитета по авиабезопасности состоится 21 февраля. «Если авиакомпании не захотят к этому времени устранить замечания, мы готовы снять собственный запрет»,- уточнил господин Бачурин, оговорившись, что тогда перспектива полетов в Европу будет во власти европейским чиновникам, а «они церемониться не будут».
|