 |
Судьбоносный документ или протокол намерений?
Интервью президента Фонда «Партнер гражданской авиации» Олега Смирнова
|
сайт "AviaFOND.ru"
2 июля 2007 г. |
Сергей Крыленко
|
Около года в «недрах» министерства транспорта России разрабатывали «Концепцию развития аэродромной сети России до 2020 года». Авиаторы узнали об этом чрезвычайно важном документе в апреле. Выступая на конференции, представитель Минтранса схематично рассказал о проекте. Но этого оказалось достаточно, чтобы всколыхнуть всю конференцию. Представители 140 аэропортов России, - участники конференции, - недоумевали, почему документ не согласовали с теми, кому предстоит претворять его в жизнь? Почему о нем не знают губернаторы, на чьей земле расположены воздушные гавани?
В перерыве авиаторы предложили президенту Фонда «Партнер гражданской авиации» Олегу Смирнову обратиться к министру транспорта России с письмом. Руководители аэропортов считали необходимым организовать широкое обсуждение Концепции. В противном случае они готовы организовать коллективное обращение губернаторов к Президенту страны. Вскоре письмо Фонда ушло в адрес Министерства транспорта и Росавиации.
Реакция была незамедлительной. Росавиация пригласила в Москву представителей аэропортов всех уровней - от самых крупных московских, до небольших региональных, от Калининграда до Владивостока. С обстоятельной информацией по проекту «Концепции» выступил руководитель Росавиации Бачурин Е.В.
Вопрос к Олегу Смирнову, президенту Фонда «Партнер гражданской авиации»: что было дальше?
Смирнов: Обсуждение было на редкость конструктивным. После совещания несколько дней Фонд получал предложения и дополнения, которые руководители аэропортов считали необходимым внести в проект. Это были дни напряженной работы, в которой большую помощь оказал заместитель руководителя ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» Олег Овсянников. Мы проанализировали и собрали все предложения в единый документ, и оперативно направили его руководителю Росавиации.
Корр. Без этих дополнений и предложений ранее разработанный проект концепции был бы жизнеспособен?
Смирнов: Убежден, что нет. Любая концепция представляет собой конструкцию, которая в процессе воплощения обрастает деталями. Если у нее нет фундамента и несущих опор - значит, у нее нет будущего.
Корр. Тогда подробнее о ваших предложениях.
Смирнов: Любой аэропорт стоит на земле. Земельные отношения между государством, которому принадлежит земля и аэропортом, который находится на этой земле - вопрос фундаментальный. И если не урегулированы отношения аэропорта с государством по земельному вопросу, особенно в свете требований нового Земельного кодекса, значит, у концепции нет фундамента.
В проекте ни слова не сказано об арендной плате за землю. Но если установить арендную плату за землю, к примеру, в размере 1,5% от кадастровой стоимости, то все аэропорты в один день станут банкротами.
Другой очень важный элемент конструкции - налог на имущество. Сегодня от этого налога освобождены железные, автомобильные дороги, все виды транспорта, кроме гражданской авиации. Почему такой, я бы сказал, деликатный вид транспорта как гражданская авиация, связанный с крупными капиталовложениями, стал изгоем?
В концепции нет ни слова о подготовке кадров для аэропортовой деятельности, о тех, кому предстоит воплощать ее в жизнь.
Ничего не сказано в проекте документа об аэродромах учебных заведений. По структуре это такие же аэродромы, как и в других аэропортах, только вместо сбора средств за взлеты и посадки, у них одни расходы на летное обучение курсантов.
Не стану перечислять другие замечания и предложения. Привлеку внимание еще к одному недостатку. Проект Концепции, с которым нас познакомили, создан как протокол о намерениях. В ней нет предложений, связанных с принятием конкретных решений по ее реализации. Например, попадет этот документ к министру финансов, а в документе нет ни одного пункта, обязывающего Минфин выделить средства на выполнение того или другого положения Концепции. Почитает министр Концепцию и скажет: этот документ, не имеет ко мне никакого отношения. Минфин выделяет деньги только по решению правительства. А здесь об этом ничего не сказано.
По каждому пункту концепции необходимо иметь конкретное решение с указанием источника финансирования.
Корр. Попробуем подвести итог. Длительное время работали чиновники Минтранса над концепцией, а результат практически нулевой. И возникают извечные русские вопросы: кто виноват и что делать?
Смирнов: В функции Фонда не входит определение виновных. У меня нет информации, кто давал распоряжение готовить в полусекретном режиме чрезвычайно важный для авиационного сообщества документ. Возможно, вообще не было такого распоряжения. Обычно люди не уверенные в собственной компетентности избегают показывать работу профессионалам. Как бы там ни было, в любом случае тень падает на министра транспорта. Его просто, как говорится, подставили в очередной раз.
Если бы не наше вмешательство, то ему пришлось бы очень туго при рассмотрении в правительстве РФ абсолютно сырого, не согласованного с профессионалами и губернаторами, проекта Концепции.
Корр. И что же делать? По непроверенной информации, в первой половине июля Концепция развития аэропортов России до 2020 года должна быть вынесена на рассмотрение правительства.
Смирнов: Если чиновники Минтранса не успеют доработать концепцию, не успеют согласовать все изменения с другими ведомствами, то лучше перенести обсуждение на более поздний срок.
Иначе ценность документа будет не больше ценности протокола о намерениях.
Ключевые слова:
Российская Федерация: Министерство транспорта, «Партнер гражданской авиации»
|
|