 |
Письмо Президента Фонда «Партнер гражданской авиации» руководителю Росавиации
|
сайт "AviaFOND.ru"
22 июня 2007 г. |
Президент Фонда О. М. Смирнов
|
Руководителю Федерального агентства воздушного транспорта Бачурину Е.В.
Уважаемый Евгений Викторович!
Фонд «Партнер гражданской авиации» (далее – Фонд) выражает Вам признательность за проведение публичных слушаний проекта Концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети гражданской авиации России на период до 2020 г. (далее – Проект) с руководителями ряда аэропортов страны. Результатом работы явились конструктивные отклики и предложения регионов и руководителей аэропортов страны на Проект.
Сообщаю Вам о том, что Фондом проделана работа по консолидации и анализу поступивших предложений, в связи с чем прошу Вас рассмотреть наиболее существенные из них, непосредственно влияющие на экономическую состоятельность аэропортовых (аэродромных) операторов.
В соответствующих разделах Концепции предлагается отразить следующие положения:
1) в отношении налогообложения имущества аэродромных комплексов:
согласно ст. 381 Налогового кодекса РФ организации всех видов транспорта общего пользования освобождены от уплаты налога на имущество в отношении объектов, обеспечивающих их функционирование (железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования) и только аэродромы гражданской авиации и объекты УВД подлежат налогообложению в полном объеме. Аэродромные имущественные комплексы - не менее социально значимые объекты транспортной инфраструктуры страны и должны подлежать, как минимум, единообразному налоговому регулированию. Необходимо устранить данное противоречие, указав в Концепции об установлении единых законодательных подходов в части льготного налогообложения имущества различных видов организаций транспорта общего пользования, освободив организации воздушного транспорта от уплаты налога на имущество в отношении имущества аэродромов и объектов управления воздушным движением, а в Плане предусмотреть внесение изменений в ст. 381 Налогового кодекс РФ.
2) в отношении арендной платы за землю аэродромных комплексов:
предлагается предусмотреть в Концепции и Плане на основании ст.22 Земельного кодекса принятие постановлением Правительства РФ «Об общих началах арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» с определением нулевой ставки прав пользования земельными участками под размещение объектов аэродромных комплексов и объектов УВД и прилегающих к ним специальных зон.
3) определение режима использования прилегающих аэропортовых и аэродромных специальных зон:
в соответствии со ст. 87 Земельного кодекса РФ необходимо предусмотреть разработку соответствующего акта Правительства для целей обеспечения безопасной эксплуатации аэродромных объектов воздушного транспорта гражданской авиации и определения надлежащего режима использования прилегающих аэропортовых и аэродромных специальных зон.
4) в отношении определения стоимости имущества аэродромных комплексов и установления величины права пользования:
в целях государственного регулирования вопросов перевода прав пользования федеральным имуществом аэродромных имущественных комплексов, в соответствии с законодательством, предусмотреть в Концепции и Плане разработку и принятие нормативно-методического руководства (типового технического задания) об определении стоимости прав пользования имуществом, с учетом отраслевой специфики гражданской авиации, а также разработку и принятие межведомственного нормативного акта о Порядке согласования полномочными федеральными органами исполнительной власти сделок по аренде, концессии, доверительному управлению федеральным имуществом аэродромных комплексов.
Отсутствие этих документов существенно затрудняет многолетнюю работу ведомств по установлению надлежащих договорных отношений между аэропортовыми операторами и балансодержателями федерального имущества, поскольку действия ведомств не сбалансированы и к какому-либо результату в этом вопросе не привели.
5) в отношении поддержки экономической состоятельности аэропортовых операторов:
Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в РФ, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N1024 (раздел 4. Управление федеральной недвижимостью), предусматривается определение в исключительных случаях предоставления федерального имущества в пользование на безвозмездной основе.
Вместе с тем, данное положение акта Правительства следует понимать в системной связи с налоговым и финансовым законодательством, предусматривающим безусловную уплату налога на имущество и начисление амортизации для целей его воспроизводства.
Определение Правительством РФ данной нормы в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в РФ позволит минимизировать через процедуру независимой оценки ставку права пользования федеральным имуществом до уровня обеспечения экономической состоятельности аэропортовых операторов.
6) в отношении землеустроительных работ по участкам аэродромов и прилегающих территорий:
в Концепции и Плане целесообразно отразить положения, предусматривающие формирование в установленном порядке затрат федерального бюджета по землеустроительным работам в отношении земельных участков аэродромов и прилегающих к ним специальных зон, для включения в расходные статьи федеральных Законов о бюджете.
7) в отношении строительства и ввода в эксплуатацию объектов аэродромов:
в связи с предстоящим вводом в эксплуатацию законченных строительством объектов аэродромных имущественных комплексов в рамках Федеральной целевой программы целесообразно предусмотреть в Концепции и Плане принятие отраслевого акта по урегулированию вопросов, связанных с приемом в эксплуатацию, передачей на баланс эксплуатирующей организации, обеспечением взаимодействия государственного заказчика, заказчика-застройщика, подрядчика и принимающей организации по соблюдению требований градостроительного, гражданского и налогового законодательства.
8) в отношении подготовки авиационного персонала по аэропортовой деятельности:
Нуждается о включении в Концепцию и План положения о принятии отраслевой программы подготовки (переподготовки), повышении квалификации командно-руководящего, инженерного и технического состава авиационных специалистов в сфере аэропортовой деятельности в соответствии с международными стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО и ИАТА.
9) в отношении обеспечения соответствия аэропортовой инфраструктуры эксплуатируемым типам воздушных судов:
в предстоящие 8-10 лет ожидается острая нехватка отечественных воздушных судов всех классов. Удовлетворение спроса на воздушные перевозки возможно не иначе, как с использованием иностранных воздушных судов. В этих условиях в целях надлежащего обеспечения безопасности полетов при координирующей роли отраслевого ведомства в Концепции необходимо отразить положение о разработке и принятии специальной программы по комплексному обеспечению всей авиационной, технической, аэродромной, тренажёрно-подготовительной инфраструктур с использованием бюджетных и внебюджетных средств финансирования. В рамках реализации этой программы в Плане следует предусмотреть принятие ряда правительственных и ведомственных актов и проведение мероприятий от установления временных льгот (освобождения) по ввозным таможенным пошлинам на иностранные воздушные суда до подготовки аэродромной инфраструктуры аэропортов по приему и обслуживанию этих воздушных судов.
10) в отношении реализации мер авиационной безопасности:
одним из существенных вопросов развития аэродромной сети, как компонента авиационной транспортной инфраструктуры с целью обеспечения авиационной безопасности необходимо отражение в Концепции и в Плане положения о бюджетном софинансировании на постоянной основе затрат, связанных с обеспечением досмотрового, иного специального оборудования аэропортов, а также аэродромов.
Формулирование приведенных предложений проводилось с использованием системного подхода не только к формированию аэропортовой сети гражданской авиации, но и с учетом особенностей экономического развития отрасли в целом и всех факторов внешнего влияния.
Прошу Вас учитывать также, что если приведенные предложения не будут приняты в рамках Концепции, то план ее реализации представляется невыполнимым ввиду имеющихся системных противоречий законодательства, неустранение которых будет и в дальнейшем блокировать развитие как экономического, так и организационного потенциала российских аэропортов.
Ключевые слова:
Российская Федерация: «Партнер гражданской авиации»
|
|