 |
Гражданской авиации не хватает профессионалов
|
радиостанция "СИТИ-FM"
6 июня 2007 г. |
|
В эфире СИТИ-FM президент фонда «Партнер гражданской авиации», бывший заместитель министра гражданской авиации Советского Союза Олег Смирнов высказал мнение о наиболее актуальных проблемах в российской авиации на сегодняшний день.
Главная проблема обеспечения безопасности полетов - это нехватка профессионалов в области гражданской авиации.
Об этом сегодня в Москве заявил старший советник по авиабезопасности Международной ассоциации воздушного транспорта Дэвид Модсли.
По его словам, именно по этой причине у летчиков часто возникают проблемы с заходом на посадку в сложных метеоусловиях. Кроме того, в России существует проблема незнания летчиками английского языка.
Напомню, с начала года в России произошла целая серия крупных инцидентов на транспорте, включая две авиакатастрофы. И основной причиной происшествий в четырех из пяти случаев являются ошибки и нарушения персонала.
В свою очередь, глава Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Геннадий Курзенков на парламентском часе в Госдуме заявил, что летать на отечественных самолетах - безопасно, а страх полетов нагнетается специально. Он заверил, что самолеты выходят в полеты исправными, и перед вылетом проходят техническое обслуживание согласно всем регламентам.
Глава Ространснадзора отметил, что во времена Советского Союза о внештатных ситуациях в авиации просто ничего не говорили или сообщали очень мало. А сейчас же - как выразился Курзенков - «это информационное поле готовится специально».
Геннадий Курзенков проблемы с подготовкой летного состава тоже не отрицает. Сегодня он заметил, что «невозможно решить в один момент проблемы, накопившиеся за последнее десятилетие».
Сейчас с нами на связи - президент фонда «Партнер гражданской авиации», бывший заместитель министра гражданской авиации Советского Союза Олег Смирнов.
В чем главная проблема авиатранспорта в России? В подготовке летного состава, в нехватке людей или в техническом состоянии авиапарка?
- Я бы поддержал заявление Курзенкова, поскольку он знает, что говорит, ибо возглавляет службу надзора на транспорте, в том числе авиационном. И держит руку на пульсе отрасли, в первую очередь, по безопасности полетов. Сегодня летают подготовленные экипажи на исправных самолетах. Бояться не надо и фобию развивать тоже не надо. Но известным фактом является и то, что за последние годы сложилась критическая ситуация с подготовкой летного и инженерно-технического персонала, поскольку кадровая политика, которая проводилась в рамках Минтранса, не отвечает современным требованиям гражданской авиации как по количеству, так и по качеству подготовки. Кроме того, сюда же входит и знание английского языка. Но меры предпринимаются, и вполне конкретные. Так, Фонд партнеров гражданской авиации, который я возглавляю, имеет четкий план мероприятий по поддержанию высокого уровня безопасности полетов, о котором осведомлены все высшие государственные органы и органы, регулирующие гражданскую авиацию, включая Министерство транспорта. Там все четко прописано, что надо делать. Мероприятия объективные, профессиональные и выполнимые. Однако российское авиационное сообщество абсолютно не удовлетворяет их исполнение. В частности, система регулирования гражданской авиации, которая является основополагающей. Как же регулирует государство вопросы безопасности? В результате проведенных реформ она никуда не годится, запутана, неконструктивна и всем уже надоела. Однако определенная часть чиновников, недопонимая значение безопасности полетов гражданской авиации, выполнение этих мероприятий тормозит.
– Мы сегодня говорим о безопасности полетов, как вы оцениваете, что происходит в России с этим?
Смирнов ОМ, президент Фонда «Партнер гражданской авиации»,заслуженный пилот СССР:
– Безопасность полетов - это осевой, фундаментальный вопрос гражданской авиации любой страны мира и он должен являться приоритетным в работе авиакомпаний, аэропортов, государственных регулирующих органов, всех стран, включая Россию. Как вы знаете, в текущий период ситуация с безопасностью полетов удовлетворительная, в круглосуточном режиме выполняются тысячи рейсов в аэропорты множества стран мира и России, наши экипажи, инженеры, диспетчеры, авиатехники демонстрируют высокий профессионализм. Однако всплеск происшествий в прошлом году нас всех огорчил и в который раз указал на слабые стороны в этом вопросе со стороны руководителей некоторых авиакомпаний и регулирующих государственных органов, на которые Фонд «Партнер ГА» неоднократно обращал их внимание и предлагал совершенно конкретные действия, которые необходимо произвести во имя безопасности полетов. В ряду предлагаемых мероприятий от которых напрямую зависит безопасность полетов:
- Создание единого полномочного государственного органа регулирования ГА, которого Россия так и не имеет, единственная в мире, после проведенных многочисленных административных реформ.
- Создание независимого государственного органа расследования летных происшествий. решения которого были бы обязательны для всех структур и госорганов.
- Привести в соответствие с временем и международными требованиями правовое поле гражданской авиации.
- Изменить не соответствующую мировым стандартам систему подготовки авиационного персонала, начиная с первоначального обучения.
- Возродить систему организации летно-методической работы и поддержания летной годности воздушных судов.
Поскольку за безопасность полетов перед ИКАО несет ответственность государство-член ИКАО, эти и другие предложения Фонда были представлены Президенту и Правительству РФ, а так же в Совет Федерации, Государственную Думу и соответствующие министерства. Все эти профессиональные предложения восприняты позитивно, однако их выполнение вязнет в госорганах регулирующих ГА. Понятно, что это агрессивное бездействие ухудшает безопасность полетов.
– Запрет европейских стран некоторым нашим авиакомпаниям из-за технических претензий, как вы считаете, они обоснованны и действительно ли имеют прямое отношение к безопасности полетов?
– Да, это абсолютно обоснованные требования, потому что в авиации не бывает мелочей. самолет- это снаряд начиненный хайтековским оборудованием, который летит на высоте 10 км со скоростью 1000 км/час со всей вытекающей отсюда ответственностью и профессионализмом авиационного персонала и регулирующих ГА государственных органов, поэтому даже не должное состояние заклепки может стать причиной серьезных инцидентов. Те требования, которые сейчас исходят со стороны Еврокомиссии - это не неожиданность- все требования основаны на рекомендациях ИКАО - международная авиационная организация ,объединяющая 190 стран мира в том числе, активным членом ИКАО является и Россия. Поэтому раз эти решения приняты, раз Россия не воспрепятствовала этим требованиям на этапе принятия решений, то Россия обязана как и все остальные 189 стран соблюдать эти требования. А что бы смягчать эти требования необходимо полномочному органу ГА России чаще их обсуждать с партнерами Еврокомиссии, а такой орган в России до сих пор не создан – круг замкнулся. Нашим авиакомпаниям некому протянуть руку помощи, остается одно – запрещать, что и делается.
Ключевые слова:
Российская Федерация: «Партнер гражданской авиации»
|
|